На заседании Совета по вопросам защиты прав потребителей при губернаторе, которое состоялось вчера в областном правительстве, обсуждались вопросы повышения финансовой грамотности населения и повышения качества оказания медицинских услуг организациям и частным лицам.

Когда простота хуже воровства

Губернатор Марина Ковтун, открывая заседание, обратила внимание собравшихся на данные Роспотребнадзора. Они свидетельствуют о том, что 13 процентов всех обращений в сфере защиты прав в прошлом году связаны с деятельностью на финансовом рынке.

- Людям необходимы знания о ключевых финансовых понятиях и инструментах, умение их использовать в обычной жизни, грамотно распоряжаться средствами, - подчеркнула глава региона. - Это, кстати, довольно существенный шаг и к решению проблемы бедности, о необходимости которого сегодня заявляют на высшем уровне. Это в том числе и наша с вами задача...

Как рассказала министр финансов Елена Дягилева, основная роль в повышении качества финансового образования на региональном уровне принадлежит министерству образования и науки. Для этого определены 46 опорных образовательных организаций, реализующих курс «Основы финансовой грамотности». Мурманская область входит в ТОП-15 рейтинга России по охвату школ, участвующих в онлайн-уроках по этой теме, в занятиях принимает участие четверть учреждений образования Кольского Заполярья.

Но свою лепту вносят и другие ведомства. Региональное министерство финансов в ноябре подписало соглашение о сотрудничестве с Минфином РФ в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в стране на 2017-2023 годы. Сейчас разрабатывается совместный план мероприятий. Для повышения информированности наших земляков на сайте министерства, а также на портале «Бюджет для всех» создан специальный раздел «Финансовая грамотность населения». Там размещают сведения, которые могут быть полезны людям.

Минфин провел в этом году творческий конкурс сказок на тему финансовой грамотности. Его участниками стали северяне в возрасте от 6 до 60 лет.

- Очень интересные сказки, - поделилась министр. - Лучшие из них войдут в сборник, который мы намерены выпустить. Все желающие, кстати, могут проголосовать за наиболее яркое произведение в номинации «Приз зрительских симпатий» на нашем портале. Правда, придется набраться терпения, чтобы прочитать пару сотен таких сочинений.

Елена Дягилева.

Самой главе ведомства, по ее признанию, больше всего понравилась сказка, связанная с банкоматами. Нельзя, мол, деньги под подушкой дома хранить. Герой сказки просит сберечь свои денежки Бабу-ягу. Но та признается, что жуткая транжира. Кощей Бессмертный боится, что его сундук кто-нибудь сможет открыть. Единственный выход - в банкомат к Мане. Она, дескать, фотографирует, если кто-то попытается денежки украсть...

А если всерьез, то минфин весной проводит недели финансовой грамотности. Например, лекции для слушателей разного возраста. «Как спланировать покупки: учись считать деньги по-взрослому» - для учащихся 5-7-х классов; «Услуги финансовых организаций: используй грамотно» - для 7-8-классников.

Возможно, прослушавшие их ребята не бросятся в дальнейшем к яркой вывеске про мгновенные займы, увидев на витрине соседнего салона связи модный смартфон. Пока же, увы, таких случаев множество. Недосуг людям читать то, что написано в договоре о быстром займе мелким шрифтом.

- Нам с вами нужно думать и об активной защите, особенно тех, кто зачастую в силу недостатка опыта и знаний не может отстоять свои права, - подчеркнула Марина Ковтун. - Нередко именно они попадают в кредитные ловушки.

Предприимчивые дельцы молчат о накоплении долга, пока тот не достигнет максимальной суммы. Пожилые люди - особенно легкая добыча. Они обычно занимают средства на бытовую технику, телевизоры. Такие покупки обходятся в буквальном смысле втридорога. Не случайно на заседании прозвучало предложение: рядом с манящей рекламой типа «Деньги здесь» вывешивать плакат-предупреждение о последствиях займа.

Финансовые опасности в принципе подстерегают сейчас на каждом шагу. Поддельные полисы автострахования, волшебные «тапочки» от всех болезней, которые приносят на дом старикам ушлые коммивояжеры, договоры на так называемые медицинские услуги, которые в лучшем случае оказываются не самыми профессиональными косметическими... Тут и человеку, как принято говорить, достаточно продвинутому непросто.

Не влезай - убьет!

Впору ставить такой знак не только в зоне высокого напряжения, но и рядом с рекламой некоторых салонов, предлагающих кардинальное омоложение вкупе с избавлением от недугов мыслимых и «вымышленных». Доклад руководителя управления службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области Лены Лукичевой на заседании Совета был посвящен проблеме предоставления населению платных медицинских услуг и косметологических под видом медицинских.

По ее словам, с начала года зафиксирован ряд обращений по поводу нескольких мурманских компаний, предлагающих услуги такого рода. Пригласив доверчивого человека на бесплатный пробный сеанс, цель которого - заманить максимальное число клиентов, заключались договоры на долгосрочные услуги. А оплата за них оформлялась в буквальном смысле «не отходя от кассы» кредитным договором с одним из банков. Речь шла о суммах в десятки тысяч рублей. При этом нарушением являлось как само название «медицинские услуги», так и оформление договора вне стен финансового учреждения.

Как подчеркнула Лена Лукичева, все жалобы потребителей подтвердились. Пока обошлось штрафами и предупреждениями. В отношении каждой из этих компаний поступило по два обращения. Если же принятые меры не возымеют действия, третья жалоба, подтвержденная проверкой, повлечет за собой обращение надзорного органа в суд с целью прекращения работы такого заведения.

Лена Лукичева рассказала также о повышении грамотности в сфере защиты прав потребителя. Например, после нескольких случаев выявления кишечной инфекции на предприятиях общественного питания организовали семинар, на который пригласили сотрудников таких компаний. Желающих оказалось немало. Подобные мероприятия будут проводиться и впредь.

В ходе обсуждения прозвучало мнение, что в последнее время несколько меняется отношение к проверкам малого и среднего бизнеса, который был от них под защитой. Проверки проходили в основном только по обращениям с жалобами. А сейчас речь уже идет о защите бизнеса добросовестного от противоположного, нарушающего права потребителя.

На совещании глава региона предложила направить письма с приглашением войти в состав Совета представителям ГИБДД и управления службы судебных приставов, чтобы совместно решать накопившиеся в сфере защиты прав потребителей проблемы и вопросы.