- Девушка! Заставьте моего соседа поменяться со мной местами! Он же мужчина. А мне просто необходима нижняя полка, потому что с верхней она падает и поэтому нервничает!

Таким образом дама бальзаковского возраста пыталась убедить проводницу поезда помочь ей в борьбе с несговорчивым попутчиком. Только место покомфортнее она выпрашивала вовсе не для подруги или, например, дочери, да и не для человека вообще. А для своей... собаки размером со взрослую овчарку. Женщина приобрела для себя и для нее два билета в купе, одно место - верхнее. И именно там почему-то "заботливая" хозяйка разместила несчастное животное, которое периодически слетало вниз.

Эта, на первый взгляд, анекдотическая история вовсе не кадр из комедийного фильма, а вполне реальный случай. С такой пассажиркой "повезло" встретиться девчонкам, работающим проводницами в мурманском студенческом отряде "Север-транзит". Тогда все удалось уладить мирно, но бывают сцены посерьезнее.

- В прошлом году ехал пассажир, которого мы, наверное, никогда не забудем, - рассказала студентка Мурманского гуманитарного института Мария Ковшова. - Был изрядно подвыпивший, начал скандалить. Попытались его утихомирить, но он достал милицейское удостоверение, кстати просроченное, боевой пистолет, стал угрожать. А потом вообще решил выброситься из окна, еле оттащили. Высадили его в Кеми, передали настоящим милиционерам, но пока туда доехали, понервничали изрядно. Был еще человек, у которого случился приступ эпилепсии, но в таких ситуациях мы вызываем медиков, хотя и сами первую элементарную помощь оказать в состоянии.

Мурманский городской студенческий отряд "Север-транзит" работает четвертый сезон. За это время его коллектив заметно увеличился: с 80 человек до 240. Да и сам отряд стал больше похож на солидную взрослую организацию со своим уставом, руководством и порядками.

- Это уже действительно серьезная самостоятельная организация, - согласилась главный специалист городского комитета по делам молодежи Наталья Иванова. - Поддержка комитета минимальна, мы только предоставляем им помещение и можем дать какой-то практический совет. А со всем остальным ребята разбираются сами. Сейчас в отряд входят студенты всех вузов Мурманска и впервые в этом году учащиеся училищ. Первое время наши проводники работали только на питерском направлении, а с этого года они обслуживают пассажиров в дополнительных составах, следующих до Белгорода, Симферополя, Новороссийска, Адлера. Словом, зона действия постепенно расширяется. Функционирует "Север-транзит" круглый год: в сентябре заканчивается сезон и с октября начинается подбор новых кадров, обучение. Кстати, по итогам сезона руководство Мурманского отделения Октябрьской железной дороги награждает лучших студентов-проводников "Севера-транзита" путевками на Валаам.

Основную политику отряда, количество вакантных мест на следующий сезон определяет штаб, который возглавляет командир сводного отряда. Должность эта почетная, и избирается на нее самый достойный. Нынешнего командира зовут Павел Лебедев, он студент четвертого курса Мурманского филиала Санкт-Петербургского университета водных коммуникаций.

Попасть на работу в "Север-транзит" тоже непросто. Кандидатам необходимо пройти конкурсный отбор, медицинскую комиссию, обучение и посвящение в отряд.

- Конечно, без конфликтов тоже порой не обходится, - продолжила Наталья Иванова. - Связаны они в основном с тем, что некоторые наши проводники берут у людей передачи, а это запрещено. Или оставят грязным вагон после рейса. Тогда созывается собрание, ситуация разбирается.

В среднем студенты-проводники зарабатывают до десяти тысяч рублей в месяц. Скажем прямо, неплохо. Так что желающих вступить в отряд с каждым годом становится все больше.

Юлия НОВИКОВА