«Наш дом построен в 1968 году. С тех пор он ни разу не ремонтировался. Мы существуем в антисанитарных условиях. Особенно жильцы квартир на последнем этаже. Как непогода - течет отовсюду: с потолка, по стенам, по окнам. Живем среди тазов и кастрюль вот уже 7 лет. И все это время на наши просьбы о помощи получаем только отписки от разных организаций. Помогите преодолеть испытания, которые легли на наши плечи!»

Это отрывок из письма в редакцию «Вестника» от Люции Шувалайнен, проживающей в квартире № 79 дома 11а по улице Халатина в Мурманске.

- Я и мои соседи из квартиры № 80 добиваемся ремонта кровли с 2002 года, - рассказывает Люция Павловна. - Обращались и в компанию «Севжилсервис», которая управляет нашим домом, и в комитет по развитию городского хозяйства, и даже к бывшему мэру. И всякий раз получали один и тот же ответ: работы по ремонту кровли не предусмотрены адресной программой текущего ремонта жилищного фонда и будут учтены при формировании программы на следующий год.

Но и на следующий год людям объясняли, дескать, не у них одних крыша прохудилась. Погода все хуже и хуже, а денег, как всегда, не хватает. И вообще, «выполнение работ по ремонту жилищного фонда напрямую зависит от своевременной оплаты за содержание и ремонт жилья населением», а за жильцами дома числится задолженность.

Называется, приехали. Мало того, что пенсионерка и ее соседи несколько лет не могут добиться нормальных условий жизни, так, оказывается, они же должны бороться с неплательщиками? Должники - это проблема управляющей компании. И выполнение ею своих обязательств перед жильцами конкретного дома не должно зависеть от того, есть ли среди них неплательщики. Другое дело, оформлены ли отношения собственников и управляющей организации.

- В соответствии с требованиями Жилищного кодекса собственники многоквартирного дома должны на общем собрании выбрать способ управления. И если они предпочли управляющую компанию, то обеими сторонами, то есть каждым владельцем жилплощади и УК, должен быть подписан договор управления, который включает в себя перечень работ по дому, сроки их выполнения и смету, - поясняет и. о. заместителя главного жилищного инспектора области Алексей Гудков. - И в случае протечки из-за неисправности кровли, например, гражданам следует обращаться в выбранную ими компанию. Ее работники обязаны устранить дефект в срок, указанный в договоре.

Казалось бы, все просто. Люция Павловна подписала такой документ. Но для этого мурманчанке пришлось самой явиться в управляющую компанию. Как утверждают жильцы, с которыми мне довелось беседовать, никаких договоров с ними никто не заключал, и вообще «Севжилсервис» якобы не проводил ни очных, ни заочных собраний. Не поверить пенсионерам, в один голос утверждающим одно и то же, трудно. Тем более что большинство из них не работают, а значит, застать их дома несложно. Они уверяют, что договоры есть только у нескольких владельцев квартир, которые явились в офис компании по собственной инициативе. Это, конечно, вызывает вопросы к руководству УК. Но людям не стоит ждать у моря погоды. Лучше последовать примеру соседей. И особенно тем, кому придется отстаивать свое право на нормальные условия жизни.

За годы, что Шувалайнен и ее соседи вели переписку с жилищниками и городской администрацией, количество систематически заливаемых квартир росло. К двум уже упомянутым прибавилось еще семь: № 35, 63, 65, 79, 98, 99, 100.

- Заливает весь пятый этаж, - возмущается самый молодой участник встречи с жильцами дома.- Мы с женой и пятилетним ребенком живем в двухкомнатной квартире. Формально. Фактически же все ютимся в одной комнате. Потому что в другой, если непогода или оттепель зимой, - потоки воды льются. Обои, ковры - все это в прошлом. От постоянной сырости завелась плесень, стены и потолок почернели. Кастрюли и тазы мы уже не убираем. Ведь если дождь пойдет, когда в доме никого, - «плавать» будем не только мы, но и соседи. И так уже несколько лет.

Поскольку жильцы не являются специалистами в сфере ЖКХ, они не могут знать, что включает в себя общее имущество дома и в каком оно состоянии. Поэтому управляющая организация, принимая здание, должна изучить его технический паспорт. В этом документе указаны все работы, когда-либо проводившиеся в доме с начала его эксплуатации. Кроме того, работникам УК нужно проводить плановые осмотры общего имущества. По договору «Севжилсервис» обязан делать это раз в два года. Не слишком ли редко для здания, находящегося в столь плачевном состоянии? Ведь люди, не искушенные в жилищно-коммунальных премудростях, вряд ли углублялись в такие подробности, прежде чем подписать договор. А потому и не возразили.

Спору нет, мурманским управляющим организациям досталось весьма проблемное наследство. Капитальный ремонт жилфонда не проводился много лет. И решить все вопросы сразу не удастся при всем желании. Только вряд ли у «водоплавающих» жильцов дома на Халатина эти доводы вызовут понимание. Как бы там ни было, дом принят в управление. А уж если взялся за гуж - не говори, что не дюж.

- Что касается аварийных работ, - продолжает Алексей Гудков, - то в тексте договора, составленного «Севжилсервисом», указано, что протечки в отдельных местах крыши должны быть устранены управляющей компанией в течение 14 суток с момента обращения жильцов. И если УК свои обязательства не выполняет, они имеют все основания для обращения в областную жилищную инспекцию или могут отстаивать свои права в суде.

Но все, о чем мы говорили, имеет отношение к текущему ремонту. А кровля дома на Халатина, судя по всему, нуждается в капитальном. Это уже другой перечень работ и другие затраты. О капремонте кровли в договоре нет ни слова. Так кто же должен этим заниматься?

Представители фонда «Институт экономики города», которые разрабатывали Жилищный кодекс, считали, что с введением в действие этого документа (с марта 2005 года) капитальный ремонт дома полностью ложится на плечи собственников. Даже в том случае, если его не делали со дня сдачи в эксплуатацию. Они, вероятно, исходили из норм Гражданского кодекса 1994 года, где сказано, что собственник полностью несет бремя содержания жилья. Поэтому в Жилищном кодексе предусмотрены текущие платежи за капремонт. В наши платежки эти деньги не «забиты». Но даже если бы и были, их надо еще накопить. У ЖСК на это уходит лет 10-15.

Все неясности были устранены высшей судебной инстанцией. В своем бюллетене № 11 за ноябрь 2007 года Верховный Суд разъяснил, что в соответствии со статьей 16 действующего Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 4 июля 1991 года обязанность по производству капитального ремонта, возникшая у бывшего наймодателя (орган местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации, сохраняется до исполнения обязательства. Проще говоря, старые обязательства остаются обязанностью властей. Но все последующие капремонты - за счет собственников.

Что ж, получается, ответственность за нормальное состояние жилого дома несут и управляющая организация, и, возможно, муниципалитет. Кто именно, может решить только суд, рассматривая проблему конкретного жилого здания.

Дырявой крышей беды дома № 11а по улице Халатина, увы, не исчерпываются. И поскольку подобными недугами страдают и другие строения в Мурманске, мы еще вернемся к многострадальной «хрущевке» в следующих номерах «Вестника».

Фото: Ещенко С. П.
Услуги ЖКХ. Зоя Уколова.
Фото: Ещенко С. П.
Услуги ЖКХ. Зоя Уколова.
Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ