Несколько смелых движений кистью - и вот перед вами портрет бабушки в очках. А вот рядом такой же лаконичный и не менее выразительный портрет мамы с младенцем на руках. Ну как, как детям это удается?! «Они свободны в творчестве, и их рисунки дышат свободой», - говорит Ксения Колобова, искусствовед, педагог, заведующая художественным отделением школы искусств города Апатиты. Ксения Анатольевна - ценитель и пропагандист детского художественного творчества, и во многом благодаря ей жители Апатитов и Кировска стали смотреть на этот вид искусства другими глазами.

Наш разговор сегодня - о детских рисунках и Детской галерее.

- Ксения, а если вот так сразу с места в карьер - в чем особость детского творчества? Ведь, возможно, кто-то рассуждает и так: детский рисунок - это просто неумелый подход к творчеству настоящему, взрослому…

- Детское творчество - это особый мир, отдельная самоценная область изобразительного искусства. Задача искусства - выразительно передать определенный художественный образ. Художник-ребенок - чемпион в плане выразительности. Наивность, открытость, эмоциональность, искренность - основные характеристики детского рисунка.

- Значит, он гениален по определению?

- Пропагандировать его прекрасность, опираясь на возраст авторов, - неверно, а такая тенденция наблюдается сегодня очень широко. Особенно по отношению ко множественным конкурсам детского рисунка, организованным плохо и потому выглядящим как полная профанация - плохие работы, плохое оформление, плохая развеска. Часто слышу: «Детский рисунок плохим быть не может». Еще как может! Как и любая взрослая состоявшаяся, успешная картина, картина детская должна быть сделана с чувством, вдохновением, старанием. Она должна быть закончена, нести эмоциональный заряд, посыл к зрителю. Поэтому искусство ребят нуждается в «профессиональном уходе» - педагогов, кураторов, арт-менеджеров. Для этого и существует Детская галерея, чтобы показать - что такое хорошо, а что такое плохо.

- Ваше детище - Детская галерея, где жизнь буквально кипит, ваши вернисажи, финисажи и творческие акции становятся полноценными событиями культурной жизни города, на них с удовольствием и пользой для себя приходят взрослые. И не только родители юных художников. Как родилась идея такой выставочной площадки?

- На самом деле идея не нова, она уже имела воплощение - в конце 90-х годов первый этаж библиотеки-музея в Апатитах был определен как выставочная площадка, экспонирующая детское творчество. Потом этот проект на время закрылся, однако осталось несколько выставок, благополучно доживших до наших дней.

И вот спустя почти 10 лет возникла потребность чего-то большего. Такая потребность, думаю, возникла не только у меня, а и у моих коллег - художников и педагогов, без которых проект просто не состоялся бы. Так Детская галерея обрела второе дыхание и получила новую жизнь, которая теперь расписана на год-полтора вперед. Это стало возможным благодаря поддержке и непосредственному активному участию Натальи Васильевны Ермоленко, заведующей выставочным залом Дворца культуры имени Егорова.

Когда все начиналось в 2007-м, я была молодым специалистом, преподавателем истории искусств детской школы искусств города Апатиты, выпускницей Российской академии художеств с дипломом искусствоведа. На тот момент в недавнем прошлом остались годы учебы и работы - в редакции журнала «Новый мир искусства», выставочных залах и галереях Санкт-Петербурга. В нашей прекрасной глубинке (где, не могу не согласиться с классиком, по-прежнему «произрастает все самое лучшее») у меня появилась новая возможность - работать с детьми, окунуться в детское творчество, поклонницей которого я всегда была. Тогда же пришло четкое понимание того, что это нужно показывать! Срочно! Много! Я чувствовала себя голодной, сидящей за столом, накрытым на тысячу персон. Очень хотелось побыстрее всех этим великолепием «угостить». Сразу возникло много идей, как можно подать это богатство. Так все и началось.

- Детская галерея, расположившаяся в весьма удачном месте - на первом этаже библиотеки-музея имени Гладиной, открыла уже шестой сезон. Думаю, многим горожанам запомнились ваши интересные проекты из серии «История искусства в картинках» и «Диалог культур», ведь вернисажи сопровождались еще и мини-лекциями, и концертами, к которым Детская галерея привлекает юных музыкантов из музыкальной школы и детской школы искусств… Люди оценили неординарный подход как к тематике выставок, так и их организации. Этой концепции и будете придерживаться?

- Да, это такой открытый формат, который всегда можно догружать новой информацией. Благодаря проекту «История искусства в картинках» мы смогли через призму детского восприятия показать зрителю произведения Казимира Малевича, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Густава Климта, Кузьмы Петрова-Водкина, образы русской иконы. Проект оказался весьма жизнеспособным - спустя годы его выставки вызывают интерес и пользуются спросом: так экспозиция «Дорогому Казимиру Малевичу» этим летом была приглашена в гости к Мурманскому областному художественному музею, там же будут показаны еще несколько в 2014-15 годах. Летом 2014 года мы приглашены библиотекой имени Маяковского в Санкт-Петербурге, будем показывать выставку «Наш Эрмитаж». Словом, по мере сил и возможностей расширяем границы, в том числе и географические.

Не менее интересен выставочно-образовательный проект «Диалог культур», основная цель которого - познакомить детей (а через их творчество - и взрослых) с культурой и искусством разных стран, народов, эпох. В рамках этого проекта в числе других состоялся совместный проект с финскими школьниками - наша первая международная выставка «Россия - Финляндия: В гостях у сказок». Радует то, что тематика обоих проектов неисчерпаема, как неисчерпаем кладезь мировой культуры, а значит - нас ждет очень много радостных и плодотворных встреч.

- Итак, не только дети получают искусствоведческие знания на уроках, пока создают свои рисунки, но и взрослые посетители выставки.

- Именно так. И опять же это не мое изобретение. Более полувека в нашей стране существует замечательная дисциплина - музейная педагогика. При крупнейших музеях страны и мира создаются детские изостудии, задача которых - максимально погрузить ребенка в мир изобразительного искусства, научить его не только быть художником, но и зрителем произведения искусства. Эта важнейшая задача художественного и эстетического образования и воспитания ребенка решается через практическое воплощение - рисунок.

У нас тоже - музейная педагогика, только без музея. Музей, ввиду его отсутствия, приходится создавать самим. И как показывает многолетняя уже практика, это вполне возможно, а значит - наш опыт вполне может быть полезен для других маленьких городов. Кстати, «пропагандистская площадка» у нас весьма широка, ведь Детская галерея экспонирует свои работы еще в Геологическом институте КНЦ РАН, в здании управления акционерного общества «Апатит», в филиале Петрозаводского университета.

- А если ребенок не интересуется искусством - стоит его насильно «кормить»?

- Конечно, не обязательно да и невозможно каждому ребенку быть художником, музыкантом, вообще - творцом. Однако знать историю человечества, историю своей страны - в произведениях изобразительного искусства, литературы, музыки - думаю, все же необходимо, и вряд ли кто-то будет с этим спорить. Хочется, чтобы завтрашние граждане и гражданки России состоялись как умные, образованные люди. А процесс этого становления происходит уже сегодня, он требует и от родителей, и от педагогов определенных усилий. Ведь любому ребенку предпочтительнее полтора часа просидеть в кинотеатре, жуя попкорн, чем полтора часа протопать по музею, пытаясь понять, что там по стенкам развешано.

Важно не переусердствовать, чтобы не отвратить совсем, но попытки делать нужно - при любом удобном случае ходить с детьми в музеи, театры! И тогда понемногу, не без труда, но у ребенка будет формироваться определенная, новая для него культура - культура посещения особого, ни на что не похожего пространства. Культура поведения в этом пространстве, культура его восприятия, культура общения с миром прекрасного. Такое общение сделает его другим человеком - более умным, знающим, понимающим. Процесс затратный - по времени, силам, средствам, в конце концов. Но - приятный, дающий свои прекрасные всходы. Например, в этом году мой 9-летний сын, тяжело вздохнув, совершил жертвенный акт - добровольно сходил в Эрмитаж «ради меня», это дает повод надеяться, что в скором будущем подобные походы начнет совершать уже ради себя. Что и следовало доказать.

Зоя КАБЫШ, Апатиты