- Когда мне было 5 лет, - рассказывает выросшая в Мурманске Наталья Педерсен, ныне она руководитель государственного центра для инвалидов коммуны Сёр-Варангер, - я впервые увидела человека с синдромом Дауна. Это был взрослый, который собирал мусор во дворе и складывал в контейнер. Я дразнила его вместе с другими детьми. Сейчас меня мучает совесть.

Видимо, эта случайная встреча оставила след в душе девочки, и, повзрослев, нашла она свое призвание в заботе об инвалидах. Только работает в Норвегии - вышла замуж и уехала туда.

В конце прошлого века страна-соседка провела социальную реформу в отношении людей с ограниченными возможностями. Норвежское правительство постановило, что любой из них имеет право на такую же, как у остальных, жизнь. И к 1991 году учреждения, содержащие инвалидов, закрылись, пациенты вернулись домой. Но для начала была проведена большая работа по подготовке специалистов и поиску путей социализации этих людей. Развивалась также система помощи семьям с детьми-инвалидами. Ведь не секрет, что уход за таким ребенком порой отнимает и время, и силы всех домочадцев. А им тоже надо отдыхать. Вот на время отдыха, а также болезни, непредвиденных случаев и просто для поддержки в повседневной жизни приходят на помощь соответствующие службы.

В нашем крае с 2006 года действует проект «Мир равных возможностей». Направлен он как раз на помощь семьям, имеющим детей-инвалидов, реализует его негосударственное учреждение дополнительного образования взрослых «Центр развития семейных форм устройства детей». Как пояснила начальник отдела социальных инноваций этого центра Наталья Зайцева, проект вобрал в себя лучший зарубежный опыт, в том числе Норвегии. Норвежские специалисты не раз выступали у нас на различных семинарах, наши - ездили поучиться к соседям. Кстати, подобные задачи с 2008 года решают в Питере с помощью программы, которая называется «Передышка». Там, правда, использовали британский опыт. Сначала в городе на Неве вся работа осуществлялась за внебюджетный счет (искали спонсоров, ходили с кружками по Невскому), с 2013-го это уже госуслуга, на нее выделяют бюджетные деньги.

У нас же пока и спонсоры, и кружка, и гранты. К концу 2012 года первая группа принимающих родителей стала оказывать услуги семьям. Помощь получили 16 детей. Посидеть с ребенком у него дома или забрать к себе, отвести в школу (детсад, поликлинику), сводить в театр (на праздник, в океанариум и так далее). Даже навестить ребенка в больнице, если мама, скажем, сама в это время заболела. Ситуации могут быть разные, и принимающие родители берут на себя функции близких родственников, если бы те находились рядом.

Только «родственники» эти работают профессионально. Они имеют необходимые знания и навыки в медицинской, педагогической, социальной сферах. В 2013 году обучение прошла еще одна группа. 26 детей получают теперь помощь принимающих семей. Проект действует в Мурманске, Североморске, Кандалакше. Обучение специалистов из комплексных центров социального обслуживания, тех, кто мог бы стать организатором этого нужного дела на местах, сотрудники «Центра развития семейных форм устройства детей» провели в Ковдоре, Полярных Зорях, Александровске, Ловозере.

На очередном практическом семинаре, который прошел в Мурманске, я познакомилась с представителями принимающей стороны. Среди них много работников социальных учреждений. И это не удивительно. Тут свои плюсы: они хорошо знают особенности детей-инвалидов вообще и детей, с которыми работают, в частности. Им родители доверяют ребенка не задумываясь. Например, учитель Мурманской коррекционной школы-интерната № 1 Ольга Панкратова является принимающей мамой для своего же воспитанника. Два раза в неделю она забирает его из дома и отвозит в интернат. В этой семье четверо детей, мама сейчас сидит с годовалыми двойняшками. И такая помощь, да еще от хорошо знакомого ей человека, как нельзя кстати. Некоторые из коллег Ольги Панкратовой проводят с детьми досуг в выходной день, опять же - разгрузка и помощь маме в тех семьях, где много детей, или родителям надо решить неотложные проблемы.

Для семьи эти услуги бесплатные. Работа принимающего родителя оплачивается из расчета 150 рублей за час. При таком сопровождении получается в среднем 90 тысяч рублей в год на одного ребенка. Для сравнения: содержание того же самого ребенка в специализированном интернате обходится государству где-то в 900 тысяч рублей в год.

- Вам интересно на таких семинарах? - спросила я у Ольги Панкратовой. - Вы и так много знаете о детях-инвалидах, работаете с ними. Понятно, если студент или пенсионерка, которая трудилась раньше, скажем, бухгалтером, решит стать принимающим родителем. Тут обучение обязательно. А вы какую пользу получаете?

- Очень большую, - ответила она. - Такие семинары дают много. Чем больше обмениваемся информацией, тем больше учимся. Мы искренне хотим помочь этим детям. И помощь должна быть эффективной.

О том же говорила и социальный работник из Североморска Наталья Морозова. По роду своей деятельности она занимается реабилитацией детей и подростков с ограниченными возможностями. И на таких встречах, как призналась моя собеседница, всегда можно получить огромный объем полезной информации.

На этом семинаре изучали как раз тонкости технологии предоставления услуги «кратковременное размещение детей с особыми потребностями в принимающих (гостевых) семьях». Наталья Педерсен, одна из ведущих этого мероприятия, начала его с задания - планирование распорядка дня ребенка. Потом обсуждали приемы социализации маленького инвалида, а закончили встречу разговором о роли принимающего родителя в формировании активной жизненной позиции семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Как правило, рассказала мне Наталья Зайцева, подопечная и принимающая семьи в результате длительного контакта настолько сближаются, что дружат уже домами. Ну а как следствие, вместо взмыленной, прикованной к больному дитяти, забывшей о себе мамы общество получает здоровую, ухоженную, уверенную в себе женщину, воспитывающую с помощью того же общества особого ребенка.

Галина ДВОРЕЦКАЯ.