Вы умеете танцевать? Танец робота и покачивание из стороны в сторону под названием «медляк» не считается. Поколение, родившееся в 50-60-е годы еще худо-бедно может, если потребуется, закружиться в вальсе. Пожалуй, этим и ограничивается их хореографическая подготовка. А для тех, кто родился позже, полька, летка-енка и кадриль - всего лишь смешные слова, не то что для наших прадедушек и прабабушек. Культура парного танца сегодня почти исчезла, что уж говорить о народном. Можно ли их спасти и нужно ли это кому-то теперь, на днях обсуждали хореографы всей области.

Движения - это текст

В ДК Кирова на этой неделе прошло первое собрание творческого объединения руководителей танцевальных коллективов «Экзерсис», и посвящено оно было символике жеста, коммуникативным особенностям тела. В общем, собрались поговорить о том, что накипело: тысячи лет танец был важнейшей частью человеческой культуры, с его помощью лечили, изгоняли духов, выражали горе и радость, учили понимать друг друга без слов. Каждый элемент в танце, каждый жест имел толкование. А сегодня мы почти забыли тот древний язык тела.

- Мы ведь все это знаем, нужно только вспомнить и донести до зрителей и танцоров. Если говорить о русском народном танце, вот почему руки в кулачках держали? А потому, что девушки прятали мозоли на ладонях. Притоптывания появились потому, что шумом отгоняли нечистую силу. А сколько мудрости скрыто в восточных, цыганских или испанских танцах! Это ж целая энциклопедия! В индийских любое положение руки и даже пальцев что-то значит, - объяснил главный специалист по хореографии отдела народного творчества ДК Кирова, доцент кафедры искусств и дизайна МГГУ, отличник народного просвещения РФ Виктор Выдрин. - И раньше люди умели это читать, а теперь наслаждаются только картинкой, красотой танцоров и их костюмов. Но о самом номере мало кто что-то может сказать.

Виктор Борисович много говорил о таком понятии, как хореографический текст, и о том, что сейчас в большинстве танцев нет текста, повествования, вместо него - набор слов, то есть красивых движений. И самое главное - именно такая хореография сегодня востребована.

В нашей области есть педагоги, которые готовы поставить профессиональный номер по всем канонам, но «прочитать» составляющие смогут только единицы, а большинство зрителей совсем не поймет, что ему хотели сказать. Вот сегодняшним хореографам, вопреки их стремлению поставить нечто глубокое, со смыслом, приходится идти на поводу у публики, которая пришла не вдумываться, а отдыхать.

А ведь в той же кадрили у каждой фигуры своя драматургия, свой смысл, а не просто красота движений. Есть фигура знакомства, прогулки, прощания. Притоптывая, проходя по кругу, танцующие рассказывают целую историю. А сколько можно сказать движениями танго или страстной румбой - танцем любви, который называют вертикальным воплощением горизонтальных желаний.

Простите, я не танцую

Но непонимание - еще полбеды. Освоив технику, начинающие танцоры, возможно, захотят выучить хотя бы основы языка тела и жестов. Но ведь танцующих сейчас все меньше - цивилизация постоянно загоняет современного человека в ловушку неподвижности. «Лайкать» фотографии в соцсетях умеют все, а вальсировать - единицы.

В жизни каждого наверняка были моменты неловкости от того, что нужно танцевать на людях. Не кривляться под музыку, а именно танцевать. В голове крутилось: какие квадраты, какие фигуры, что за «раз-два-три», у меня ничего не получится. В этом случае оставалось только восхищенно, с некоторой долей зависти смотреть на других.

Даже на клубной тематической вечеринке, например, в стиле «латино», такими модными сегодня танцами, как меренге, сальса, бачата, большинству приходится наслаждаться лишь визуально.

Все от неумения танцевать и боязни выглядеть глупо среди тех, у кого это хорошо получается. Хотя отличие такой латины - клубной, социальной - в том, что она не требует длительных тренировок и специальной подготовки, построена на импровизации и флирте, а это значит, что двое абсолютно незнакомых людей вполне могут танцевать вместе.

Забытая ковырялочка

Почему-то каждая уважающая себя бразильянка знает основные движения самбы, а представителям народов Кавказа уже первые ноты лезгинки не позволяют спокойно сидеть на месте. А у нас с нашей любовью ко всему иностранному ковырялочку с ручейком забыли, но и пасодоблю с аргентинским танго не научились.

- Во многих странах сохранилась система художественно-эстетического воспитания, остаются популярными танцевальные клубы, в то время как у нас исчезла традиция заниматься танцами. Причем не так давно - несколько десятилетий назад. А ведь существовала не один век. С царских времен в каждой школе был театр, хор и начальное хореографическое образование, - рассказывает Виктор Выдрин. - А теперь его перевели в разряд дополнительного, где за занятия нужно платить. Такое удовольствие может позволить себе не каждый, да и люди стали гораздо более инертными.

Наверное, поэтому сейчас, танцуя вальс на последнем звонке под музыку из фильма «Мой ласковый и нежный зверь», выпускники не испытывают радости, а думают, как бы не наступить на ногу партнеру.

С той же проблемой сталкиваются и молодожены: чтобы перед гостями не ударить лицом в грязь, они не один месяц тренируются, берут индивидуальные уроки. А ведь вальс молодых должен символизировать легкость и нежность их будущей жизни, но чаще выходит - напряжение и страх.

- Через бальный танец воспитывается, выстраивается культура общения между мужчиной и женщиной, которая сегодня тоже теряется, - продолжает Виктор Выдрин. - Хотя педагогов, которые могли бы обучать бальным танцам, сегодня много. Причем они рады заниматься даже с парами в возрасте: они не собираются участвовать в конкурсах, а учатся для себя. Но вообще-то было бы гораздо лучше, если бы хореографию снова вернули в школу.

Если вы не умеете танцевать, но хотите восполнить этот пробел, то в Мурманске и области наберется порядка трех десятков танцевальных клубов и студий. Например, 8 занятий в месяц латиноамериканскими танцами обойдутся в 1500-1700 рублей с человека, научиться бальным танцам западноевропейской программы можно, заплатив от одной до полутора тысяч, столько же уроков старинного танца стоят 1500 рублей.

Но лучше, действительно, заниматься с детства. И пусть будущие поколения не станут танцевать краковяк и водить хороводы на дискотеках, но культура танца и умение вальсировать никогда не будет лишней.

Фото: Сергей Ещенко
Анна ВИХРОВА