Во внешнем облике пешеходов может появиться новая деталь. Министерство внутренних дел подготовило проект постановления правительства РФ «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации». Документ проходит необходимые процедуры согласования, по завершении которых его внесут в правительство страны.

Согласно тексту проекта пешеходы будут обязаны в темное время суток носить светоотражающие аксессуары при переходе проезжих частей. Кроме того, поправки содержат новую норму: если перед нерегулируемым пешеходным переходом транспортное средство остановилось или уменьшило скорость, водители других автомобилей, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Наконец, запрещается обгон на нерегулируемом пешеходном переходе вне зависимости от наличия на нем людей. Как подчеркивают авторы, принятие постановления не повлечет увеличения расходов из федерального бюджета.

Отметим, что в ряде европейских стран неукоснительно требуют наличия в машине специальных жилетов со светоотражателями - по одному на каждого из пассажиров и для водителя. А в Белоруссии такие стикеры обязательны для детей.

Сделать светоотражатели неотъемлемой частью гардероба пешеходов идея не новая. Подобные разговоры ходили еще пару лет назад. Отношение к полезному аксессуару у всех разное: водители голосуют руками и ногами «за», такое ощущение, что они готовы даже облачить пешеходов в светоотражающие скафандры, а безлошадники, наоборот, не слишком рады перспективе носить на себе некий лишний предмет. Впрочем, такой диссонанс вполне понятен - водители и пешеходы, как жители разных планет, никогда не понимали и вряд ли поймут друг друга.

Председатель российского движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов поддерживает нововведение. Однако, по его мнению, необходимо выполнить ряд условий. В частности, ввести национальный стандарт для светоотражателей: выпускаемые в Юго-Восточной Азии внешне выглядят так же, как и европейские, однако в лучах света видны не за 300 метров, как должно быть, а только за 50. К тому же трескаются при низкой температуре. Кроме того, еще до введения штрафов нужно сделать так, чтобы светоотражающие элементы можно было приобрести повсеместно по цене от 15 до 100 рублей за штуку.

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что ношение светоотражающих элементов должно иметь не обязательный, а рекомендательный характер: по закону пешеходы в отличие от автомобилистов не обязаны останавливаться по требованию инспектора ГИБДД, плюс у граждан может не быть с собой документов, удостоверяющих личность. Поэтому непонятно, каким образом сотрудники правоохранительных органов смогут штрафовать пешеходов без стикеров.

- Большинство наездов на пешеходов в темное время суток происходит из-за того, что они находились на проезжей части в одежде без световозвращающих элементов. Это не позволило водителям вовремя их заметить, - прокомментировал начальник управления ГИБДД по Мурманской области Александр Глебов. - Сопутствующими факторами являются неблагоприятные погодные условия - дождь, туман, зимой - снег. Российские и зарубежные исследования показывают, что применение пешеходами светоотражающих элементов более чем в 6,5 раза снижает риск наезда. Водитель видит человека со световозвращателем со значительно большего расстояния - со 150 метров вместо 30, а при движении с дальним светом - уже с 400 метров.

- Поддерживаю инициативу министерства, ведь у нас полярная ночь, да и вечерами плохо видно, и светоотражатели будут полезны, - сказал мурманский водитель с 16-летним стажем Дмитрий Сизов. - На красный сигнал светофора пешеходы идут редко, но если загорается зеленый - по сторонами не смотрят, а ведь машины тоже поворачивают. Так что я только «за» фликеры, но сам носить их не хочу. А еще лучше вместо отражателей хорошенько освещать переходы. Но это обойдется дорого. Кстати, на улице Беринга переход освещается, когда пешеходам горит зеленый.

- Еще что придумают для нас? Может, вообще на улицу не выходить? Или скоро станет обязательным и на спине носить светоотражатели или фары? Чтобы сияли на дороге, как елки новогодние, - возмутилась мурманчанка Елена Кравцова. - Мне кажется, водители должны быть внимательнее за рулем, тогда и аварий станет меньше. Езжу с друзьями на их машинах, довольно часто приятели отвлекаются от дороги и замечают пешеходов в последний момент. Конечно, я защищаю не всех пешеходов, а тех, кто не нарушает правила. Сама пользуюсь только регулируемыми переходами, смотрю по сторонам, но даже на «зебре» не чувствую себя в безопасности.

С последним заявлением трудно не согласиться. Наверняка многие из вас видели, как человеку приходится лавировать между машинами, которые не успели повернуть на свой зеленый и выстроились на переходе в четыре ряда, при этом разрешающий сигнал уже загорелся для автомобилей, движущихся во встречном направлении, и они также хотят повернуть. И куда деваться в такой ситуации пешеходам? Ведь машины не просто стоят, а периодически двигаются.

Пару недель назад в областном центре на пересечении проспекта Ленина и улицы Полярные Зори водитель сбил мальчика, переходившего дорогу на зеленый свет. Маленький северянин оказался на капоте машины, потом его госпитализировали с серьезными травмами. Кто-то скажет, что парнишке надо было быть внимательным, но, простите, он шел на зеленый, по «зебре». А этот перекресток не каждый взрослый перейдет спокойно. Кто им пользуется, тот знает, что неожиданно с любой стороны может появиться машина на большой скорости. Но, как говорится, спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

Значит, будем носить фликеры. Хотя они и так есть почти у каждого северянина - на сумках и куртках. Правда, на пальто или шубе светоотражатели смотрятся диковато и портят внешний вид, поэтому многие представительницы прекрасного пола все-таки отказываются их надевать. Да и на сумке эти приспособления нужно носить аккуратно - того и гляди, прикроешь локтем, тут тебе и штраф, и авария.

Справка «МВ»

В 2013 году на дорогах Мурманской области зарегистрировано 297 наездов на пешеходов, в которых 10 человек, в том числе 1 ребенок, погибли и 301 человек был травмирован.

По вине пешеходов произошло 91 ДТП - 30,6 процента. В результате 9 северян погибли и 86 пострадали.

24 февраля на федеральной трассе «Кола» в Кольском районе владелец «Тойоты» на нерегулируемом переходе сбил 75-летнего пенсионера. Мужчина скончался в больнице. 25 февраля на подъезде к автодороге Кола - Мурмаши водитель наехал на 55-летнего пешехода, который двигался по краю дороги. Автомобилист с места аварии скрылся, пострадавший скончался.

Екатерина АНДРЕЕВА.