Десятки лет назад подписке не было альтернатив в виде сегодняшнего Интернета, цифровых книг, айпадов и тому подобного. Казалось бы, в XXI веке подписные издания менее востребованы. Однако это не так.

Мастодонты и вышивка крестиком

На российском рынке существует 12 подписных агентств, которые собирают подписку через почту по трем конкурентным каталогам. Кроме того, в сегменте работают более двух десятков так называемых альтернативных агентств, которые собирают подписку вне системы почты. Есть примеры и редакционной подписки - заказы собирают сами печатные СМИ, а доставка до потребителя осуществляется либо почтовыми бандеролями, либо по собственным каналам редакции.

Подписку можно осуществлять на федеральные, региональные и зарубежные издания. Также есть возможность разбить любую подписную кампанию по секторам потребительского интереса: от общественно-политических газет, известных широкому кругу читателей, до узко специализированных изданий, чуть ли не штучных. Наконец, по договоренности с агентом можно оформить подписку на издания, не включенные в каталог.

По данным Title Popularity Ranking, производящей мониторинг рынка периодики, в России самыми популярными «серьезными» изданиями являются «Российская газета», «Независимая газета», «Коммерсантъ», «Комсомольская правда». Показатели подписки и розничной реализации этих наименований практически не снижаются. Но не всех интересуют «мастодонты».

Как рассказала менеджер по подписке ООО «Урал-Пресс Регион» Евгения Шиншинова, наибольшей популярностью у населения пользуются издания, тематика которых связана со школой, обучением и рукоделием, дизайном.

Для корпоративных подписчиков и организаций не теряют актуальности специальные подписные издания, посвященные бухучету, юриспруденции, кадровому делопроизводству. Учитывая, сколько нюансов существует в процедурах госзакупок, спрос подписчиков на периодику с такой информацией растет.

Набирает популярность электронная подписка. Она особенно удобна для работников различных организаций.

«Цифра» бумаге не конкурент?

Все больше людей читают новости в Интернете. Поэтому в Норвегии владельцы газет напряженно работают над тем, чтобы зарабатывать в онлайне, ибо доходов от рекламы недостаточно. Большинство изданий предлагают сегодня подписку на электронную версию, которую можно читать через компьютер, айпэд или мобильный телефон. Крупнейшая газета Норвегии, VG, создала целую систему логинов, дающих доступ к некоторым статьям, которые публикуются на ее веб-сайте. Для входа требуется подписка.

Но прелесть новизны проходит, и остаются факты: в абсолютном большинстве случаев число подписчиков электронной версии изданий составляет всего несколько процентов от числа покупателей и подписчиков бумажного варианта. К примеру, в США, где с недавнего времени широкому аудиту подвергаются и цифровые выпуски СМИ, в первом полугодии 2013 года количество подписчиков на электронные версии журналов составило 10,2 миллиона человек, то есть всего 3,3 процента от совокупности тиражей. Причем, по сообщению Alliance for Audited Media, на треть это цифровой тираж издания, посвященного обозрению видеоигр. В прошлом году исследование показало, что в Америке основу подписного тиража общественно-политических журналов по-прежнему составляют бумажные копии. Кстати, «Ньюсуик» вернул бумажный формат, не прошло и года с его закрытия.

Вопреки протестам

В странах с развитой экономикой положение газетной индустрии остается стабильным, хотя и явно уже прошедшим пик развития. В информационно богатых странах постепенно, хотя и довольно медленно, снижается спрос на газеты. Но ни в одной стране мира они не потеряли своего значения.

Общая сумма почтовых льгот на распространение прессы во Франции - более 400 миллионов евро в год. В Бельгии - 300 миллионов евро.

В развитых странах Северной Европы значительную часть тиражей аккумулируют столицы с пригородами, а эффективная система доставки прессы читателям на дом объясняется устойчивой привычкой к чтению. Несмотря на протесты брюссельских чиновников, страны Евросоюза отстояли право субсидировать почтовые службы, доставляющие прессу по льготному тарифу, чтобы обеспечить всем гражданам право доступа к информации. Например, французский кодекс почты и электронных коммуникаций гарантирует льготные почтовые тарифы для периодических изданий общественно-политического характера. Иными словами, на сугубо коммерческие, глянцевые проекты скидка не распространяется. Особые льготы гарантированы сельским газетам, где на рекламе много не заработаешь. Общая сумма почтовых льгот на распространение прессы во Франции - более 400 миллионов евро в год. В Бельгии - 300 миллионов евро.

Кроме субсидирования подписки дополнительные дотации примерно на такие же суммы получают сами газеты.

В Швеции субсидии получают все издания, которые участвуют в общей системе подписки, отдельно дотируется пресса «второго плана» - малопродаваемая и малотиражная, - в общем итоге бюджет тратит на это около 65 миллионов евро.

Ольга ИВОВИЧ