Все живое радуется весне. Душа расправляет крылья и начинает петь, пусть порой и отчаянно фальшивя… А православная церковь требует от своей паствы соблюдения поста. Великого поста. Не архаизм ли это в наше развеселое время? Русская православная церковь твердо говорит - нет. Средства спасения души остались те же, что и две тысячи лет назад, ведь и душа человека та же. Об этом - наш разговор с настоятелем апатитской Свято-Успенской церкви Мурманской епархии иереем Константином КУЗНЕЦОВЫМ.

- Отец Константин, Великий пост приходится на весну. Природа пробуждается, люди тоже словно оживают от зимней спячки, тут бы жизни радоваться и веселиться, а у православных пост, воздержание, то есть отказ от привычных удовольствий. Что можно ответить тем, кто видит в этом противоречие?

- Здесь нет никакого противоречия. Напротив, все устроено мудро. Как природа пробуждается после зимы, так и душа человека должна пробуждаться от греховного сна, обновляться. Преподобный Иоанн Лествичник, великий православный святой мудрец, так и говорил: «Время поста - весна души».

- Наверное, большинство из тех, кто называет себя православным по вероисповеданию, а таких около 80 процентов россиян, знают, что пост - это не диета, здесь определяющую роль играет духовная составляющая. И все-таки еще раз: о чем важно помнить тем, кто начал поститься?

- Сами богослужебные тексты поясняют верующим смысл поста. Например, в стихире в среду вечером второй седмицы говорится: «Духовные братья, вземше пост, языком не глаголите льстивныя, ниже не полагайте претыкания брата в соблазн, но покаянием просветивши души, слезами возопием ко Христу - остави нам грехопадения наше, яко Человеколюбец». То есть поститься надо не только телесно, но и духовно. Воздерживаться не только от мяса, молока, яиц, но от злых слов, лести, соблазнов. И покаянием просвещать душу, чтобы получить отпущение грехов и достойно встретить праздник Христова Воскресения. Великий пост установлен, чтобы ничто не омрачало нашу радость о воскресшем Господе. Тело и душа взаимосвязаны, и если тело ограничиваем, то учим себя ограничивать и в нежелательных движениях души - в гневе, раздражении, зависти…

- А чем пост отличается от других духовных практик, на которые богато наше время? К самосовершенствованию призывают своих адептов и другие учителя, не только православной церкви.

- Архиепископ Аверкий, известный православный богослов, напоминает в своей книге «Великий пост и сущность христианства», что христиане должны становиться другими людьми, не такими, как они рождены от отца и матери. Человек, рожденный плотским путем и живущий по законам естества человеческого, христианином быть не может. Сам Христос свидетельствует об этом в беседе с Никодимом: «Подобает вам родиться свыше. Кто не родится свыше, не может видеть Царствия Божиего». Это новотворение человека, ради которого приходил на землю Сын Божий, совершает благодать Божия в великом таинстве духовного возрождения - святом крещении.

В таинстве крещения человек умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святаго в жизнь духовную, святую. Но так как невнимательный к себе человек может потерять со временем эту благодать крещения, то необходимы для ее возобновления другие таинства, особенно таинство святого покаяния и таинство причащения Тела и Крови Христовых, соединяющего христианина со Христом.

Архиепископ Аверкий также обращает наше внимание на то, что без принятия благодати Божией в церковных таинствах нечего и думать быть истинным христианином, и никто не может стать таковым и спастись без проявления своей доброй воли и собственных трудов и усилий. Отсюда и следует необходимость трудов и подвигов аскетизма, который характерен для истинного христианства святой православной веры.

- То есть добрые дела не заменят воздержания?

- Апостол Павел в своем послании к галатам разъясняет нам, зачем нужен подвиг воздержания: «Ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы». Чтобы получить благодать - спасительную силу Божию, нужно жить по духу - надо плоть свою подчинить велениям духа. Как пишет апостол Павел, «помышления плотские суть смерть, помышления духовные - жизнь и мир». Потому в церкви и установлены посты, чтобы смирить плоть и подчинить ее духу. И среди них самый главный и важный - Великий пост.

Что касается добрых дел - они должны стать плодами постов и молитв. Пост и молитва побуждают нас к милосердию и добрым делам. Кстати, когда-то деньги, которые люди экономили, постясь, они отдавали нищим, так что связь поста и милостыни изначально была самой прямой. Мы постимся для того, чтобы Бог простил нам грехи. За тем же нужна и милостыня.

- Итак, пост - это труд. Причем труд по правилам, установленным церковью. В этом, наверное, и есть главная проблема для современного человека, ведь нам так часто хочется сделать по-своему. Тем более в церкви, где так много непонятного…

- Установлениями церкви нельзя пренебрегать. Церковь хранит традиции и правила, пошедшие с апостольских времен. Мы должны их принимать, а не искать послаблений. Строгость поста для того и есть, чтобы человек осознал свою немощь, невозможность спастись без Божией помощи. А если человек будет искать послабление и находить, то эту немощь он не осознает.

- Но ведь и правда мы немощны. Куда уж до духовных подвигов христиан первых веков или новомучеников... Пост соблюсти - это теперь подвиг. Получается, благодать Божия - одна на все времена, а сами христиане «качеством» ниже стали.

- Качество человека в его падшем состоянии во все времена было не на высоте. А вот воля людей к добру была тверже. Это мы можем заметить на примере старших родственников и знакомых. Нередко их воля к жизни и добру сильнее, чем у многих молодых. Бог спасает нас, но не без нас. Сегодня зачастую усилия массовой культуры направлены на ослабление голоса совести в людях, а значит, и ослабление воли к совершению добрых дел. Люди, которые смогут в условиях умножения беззакония не потерять любовь к окружающим, не озлобятся, и есть настоящие подвижники. Пост как одно из спасительных средств, предлагаемых христианину церковью, должен нам помогать не ожесточиться, ведь любовь к Богу и ближнему - высшая заповедь христианства.

Зоя КАБЫШ, Апатиты.