«Он увидел надписи на свертках: их сделала мама. На каждом из них стояло либо «Сыр», либо «Только с маслом», либо «Дорогая колбаса», либо «С добрым утром!». На последнем мама написала: «Это от папы». В свертке оказалась банка крабов, которую папа берег с весны. Муми-тролль сразу понял, что это приключение не такое уж опасное».

Тому, кто вырос на книжках о Муми-троллях, не придет в голову назвать свое детство несчастливым. В самом деле, какие бы «невозможные» обиды ни наносила жизнь, не всегда ласковая к маленьким, можно раскрыть изрядно зачитанный томик с чудесными картинками и поверить, что мир на самом деле добрый, а невзгоды и разбитые коленки можно залечить бутербродом с сыром, заботливо завернутым в шуршащую фольгу. И разумеется, помнить муми-мудрость: «Иногда хорошо поплакать - это то, что вам нужно для роста».

Вот тебе их синий дом с красной крышей, вот купальня Туу-тикки, домик энтомолога Хемуля, гамак Муми-папы, стол, за которым он писал мемуары, и даже дронт Эдвард в натуральную величину плещется в водичке невдалеке от пристани

Туве Янссон - финка шведского происхождения, художница, писательница и просто Муми-мама, вряд ли могла предположить, что чуть более полувека спустя после выхода ее первых сказок изображения их героев украсят крылья авиалайнеров национального финского перевозчика и вообще станут главным литературным брендом Суоми. 9 августа мир отметит столетие писательницы, и трудно себе представить, какое сумасшествие будет в этот день творится в Муми-доле. Да-да, он существует - на маленьком острове близ городка Наантали на юго-западе Финляндии. Вездесущие россияне давно открыли для себя это местечко: в потоке иностранных гостей Муми-дола они занимают почетное второе место после шведов. Недаром в год юбилея сказочницы Муми-тролль не забыл посетить нашу страну. В Мурманске он побывал в рамках Дней Северных стран в сопровождении Анн-Карин Кёскенен, директора по маркетингу Муми-парка «Muumimaailma». Любимец читателей встретился с детьми, а Анн-Карин - со взрослыми.

Честно сказать, по мне Муми-парк гораздо круче, чем парк Астрид Линдгрен в Швеции. Согласитесь, главное разочарование детства - это когда понимаешь, что любимые герои живут только в книжке. Финны напрочь опровергли мнимую взрослую мудрость. Муми-тролли есть - вот они, живьем, и прописка у каждого имеется. Вот тебе их синий дом с красной крышей, вот купальня Туу-тикки, домик энтомолога Хемуля, гамак Муми-папы, стол, за которым он писал мемуары, и даже дронт Эдвард в натуральную величину плещется в водичке невдалеке от пристани. Ну и, конечно, пещера хаттифнатов не забыта, там воздух так и трещит от электрических разрядов. Главная миссия Муми-дола - полная и безоговорочная реабилитация сказочного мира детства: тебя не обманывают, они - есть!

Ну а для более трезвых умов Муми-дол - пример отличного маркетинга. По косточкам его секреты разобрала Анн-Карин.

Парк работает сезонно - с 7 июня по 24 августа и еще 9 дней в феврале. График подчинен календарю школьных каникул в Финляндии (две трети посетителей приезжают из различных городов страны, лишь треть - иностранцы). За этот небольшой период парк успевает принять 270 тысяч человек. Прибыль - 6,7 - 6,8 миллиона евро в год. Притом что цена билета не так уж высока - 30 евро.

Парк принадлежит частной компании, владеет которой сын автора первого мультфильма про муми-семейку Денниса Ливсона. Ныне покойный Ливсон-старший открыл этот «финский диснейленд» всего 11 лет назад, и первые три года дела шли из рук вон плохо.

- Дефицита посетителей мы никогда не испытывали, но в нашей стране очень дорогая рабочая сила, - поясняет Анн-Карин Кёскенен.

Налоги, зарплата, социальные отчисления сводили прибыль к нулю. Тогда изменили кадровую политику: сейчас основной штат проекта - всего десять человек. В сезон же компания набирает на временную работу 260 студентов. Аниматоры, кассиры, персонал ресторанов - все это молодежь (по счастью, каникулы в вузах в стране совпадают со школьными, а значит, и календарь посетителей и работников).

- Для многих студентов это первая в жизни работа, и наша миссия - научить их трудовым отношениям. Сделать так, чтоб они понимали не только свои обязанности, но и права, - поясняет Анн-Карин.

Социальная ответственность муми-бизнеса весьма высока. Так, Деннис Ливсон некогда бесплатно предоставил права на показ своих мультиков Непалу, Ираку и странам бывшей Югославии.

- Муми-тролли нужны страдающим детям, - убежденно говорит госпожа Кёскенен.

Что ж, доминанты философии Янссон - то, что нужно для безоблачного детства: семья, друзья, безопасность, природа, приключения.

- У нас не только парк развлечений, мы стараемся научить. Конечно, Муми-тролли не говорят впрямую, что хорошо, что плохо, общаясь с ними, дети сами это поймут. Надеемся, что взрослые тоже, - комментирует Анн-Карин.

Стабильную прибыль обеспечивает выпуск лицензионных товаров муми-тематики. Игрушки, одежда, посуда, косметика, канцтовары, сувениры - в мире продано 450 лицензий на их изготовление. Контроль за авторскими правами строгий. В самом парке есть магазин, где продаются товары всех компаний-лицензиатов, заказать их также можно из любой точки мира через сайт Муми-парка.

Денежный поток позволяет реализовать благотворительные проекты: к примеру, часть выручки перечисляется в ЮНИСЕФ и идет на образование малоимущих детей. Как говаривала Туве, «мы все несем ответственность за тех, кто меньше нас».

Кроме того, каждое лето, за несколько недель до официального начала сезона, парк открывает двери для онкобольных ребятишек, которым, чтобы избежать инфекций, нельзя посещать его вместе с остальными школьниками.

Девиз Туве Янссон был «Labora et Amare» - «Труд и любовь». Он стал девизом команды парка. Продумано все до мелочей. Скажем, в «Театре Эммы» читатели сказок поймут, что назван он в честь театральной крысы из «Опасного лета» - утром играют для детей, а вечером - для взрослых. Для старших ребят обустроен «Остров приключений», на котором они вдоволь бесятся, пока младшие братья и сестры общаются с Муми-троллями. В кафе подают гипоаллергенные продукты. В каждой постройке есть микроволновка, чтобы разогреть детское питание, и предметы гигиены на случай экстренной смены памперса.

- Дети счастливы, когда они счастливы вместе с родителями, - улыбается Анн-Карин. - Поэтому взрослым у нас тоже должно быть комфортно. Единственное исключение - мы не идем навстречу пожеланиям финских и русских мужчин и не разрешаем продажу пива на острове.

Подспорьем в бизнесе сотрудники называют сам город Наантали и его природу. Тут все, как в Муми-доле. Ну а город кормится муми-проектом: тематические гостиницы, музеи, сувенирные лавки, экскурсионные вагончики - инфраструктура выросла вокруг парка. На пустом месте. А мне понятно недоумение одной из слушательниц лекции, которую Анн-Карин прочитала в МГГУ: «Господи, почему же у нас в России ничего подобного не придумали?!»

Действительно, мало ли волшебства в наших сказках, мало ли чудесного, к примеру, в северной природе? Дальше резиденции Деда Мороза - в лучшем случае и китайских аттракционов с сахарной ватой в придачу - в худшем фантазия отечественных маркетологов индустрии развлечений не простирается. А жаль. Ведь, как уверяла Муми-мама, «каждый нуждается в том, чтобы ему время от времени рассказывали хорошую историю». А вложений на первых порах проект потребовал бы немного. Заработать можно на чем угодно - в Муми-парке, к примеру, одна из самых доходных идей - свадебные церемонии. Среди финнов мода выбирать в подружки невесты фрекен Снорк или Мюмлу как-то не прижилась, зато японцы в очередь выстраиваются. На будущее лето жители Страны восходящего солнца уже заказали десять свадеб.

Словом, были бы желание и фантазия.

- Мы не гнались за прибылью, потому, наверное, все и получилось, - улыбается Анн-Карин. - И еще мы точно знаем, что наши герои - живые. Мой сын, к примеру, долго удивлялся, почему Муми-тролль и малышка Мю не могут сами ездить в командировки по миру, без меня. Мы ведь и зимой почти не работаем, потому что каждый знает - в это время года Муми-тролли спят.

Туве Янссон написала самую добрую книгу на свете в 1945 году, после того как мир пережил катастрофу и выстоял. Она точно знала: во все времена самое важное, чтоб каждый верил: «мама может исправить все что угодно», и «даже самые грустные вещи перестают быть самыми грустными, если относиться к ним правильно». А испытав невзгоды, можно всегда вернуться домой, и покажется, «будто ничего не произошло и никогда больше не будет грозить опасность».

Татьяна БРИЦКАЯ.