Шестилетний ребенок впервые оказался дома один. Ему стало страшно. К кому обратиться за помощью, кто - большой и взрослый - защитит от опасности, которую таит пустая квартира? Скрип половиц у соседей сверху, хлопанье дверей и шаркающие шаги, доносящиеся из подъезда, только прибавляли страху. Но он вспомнил, кто может помочь справиться с тишиной, скрипами и шагами. Совсем недавно мама записала в его телефон номер одной службы, которая называется «Ребенок в опасности». Показала, как звонить, если, не дай бог, возникнет тревожная ситуация. Мальчишка склонился над мобильником, нажал нужные кнопочки и наконец-то услышал спокойный взрослый голос.

«Я боюсь!» А потом был долгий разговор, и ребенок перестал болезненно прислушиваться к разным, в общем-то таким привычным звукам, почувствовал себя увереннее, повеселел. Скоро и мама пришла.

Этот случай рассказала на совещании, посвященном роли детского телефона доверия, представитель Следственного управления Следственного комитета России по Мурманской области Наталья Кузьминова. Служба «Ребенок в опасности» действует в этом ведомстве с 2012 года.

Номер единого всероссийского детского телефона доверия 8-800-2000-122, номер круглосуточной службы «Ребенок в опасности» 8 (8152) 420-132

Анализируя поступившие за минувшее время звонки, Наталья Кузьминова обратила внимание на реакцию неравнодушных людей, которые сообщают, что за стеной плачет ребенок, а его мама уж несколько дней нетрезвая, или о том, что в подъезде молодой мужчина обнимает явно несовершеннолетнюю, как бы чего плохого не вышло. На всю информацию здесь быстро реагируют. Вот и по последнему факту связались с полицией, к указанному дому был отправлен наряд. При проверке выяснилось, что молодой муж на вполне законных основаниях обнимал свою юную супругу. Курьез? Но лучше уж курьез, чем то, из-за чего все всполошились.

Разговор о детском телефоне доверия состоялся в областной научной библиотеке. В нем приняли участие психологи, специалисты по социальной работе, школьные общественные инспекторы, представители УМВД, образования, здравоохранения, словом, все те, кто по роду своей деятельности имеет отношение к безопасности детей, стоит на защите их прав. Выступавшие анализировали контингент звонивших, выделяли типичные сообщения.

Оказалось, чаще всего обращаются юные северяне, что не удивительно. Эта служба, а также всероссийский телефон доверия для защиты их интересов и созданы. Но ее сотрудники готовы работать и с родителями. Более того, призывают мам и пап пользоваться этими каналами связи, если возникают какие-то проблемы. Ведь не всегда дети сами поймут суть происходящего. Там, где есть психологическое насилие, ребенок увидит просто трудности в отношениях со сверстниками или взрослыми. Родители же конкретно спрашивают, как защитить права дочери или сына, как оградить от травмирующей психологической обстановки и так далее.

Особенно велика роль взрослых в безопасности малышей. Как сказала представитель областного министерства здравоохранения Айна Литвинова, если рассмотреть возрастную структуру детей, здоровью которых был причинен вред противоправными действиями, то более половины (по сведениям, поступившим из медицинских учреждений) - это ребята до 4 лет. А они, естественно, ни по каким телефонам звонить не будут.

Отмечено, что если представители подрастающего поколения сообщают о каком-то неблагополучии - уже свершившемся или развивающемся, то обращения взрослых зачастую носят превентивный характер. Легче не допустить возникновение проблемы, чем потом бороться с ее последствиями.

Психолог Полярнозоринского комплексного центра социального обслуживания населения Ксения Берназ рассказала о звонке от одной мамы, которая уже не могла справляться с трехлетним сыном и была на грани отчаяния. Мальчик своим поведением и капризами так допек родителей, что они стали бояться, как бы им не сорваться. Поняв, что собственными силами с ситуацией не справиться, женщина позвонила по номеру всероссийского детского телефона доверия.

- Прежде всего мы оказали ей психологическую поддержку, стабилизировали эмоциональный фон, - пояснила Ксения Берназ. - Затем подробно обсудили ситуацию, маме рассказали об особенностях развития ребенка в этом возрасте, о методах семейного воспитания и способах взаимодействия с малышом.

- Хорошо, когда родители осознают, какие далеко идущие последствия могут иметь нерешенные проблемы, и обращаются за помощью к специалистам. Однако не все понимают важность службы детского телефона доверия, - подчеркнула Ксения Берназ и привела еще один пример. Им позвонила мама подростка, когда заметила, что ее дочь стала часто набирать один и тот же номер.

- О чем это вы разговариваете с моей дочерью, почему она вам постоянно звонит? - возмущалась женщина.

Ей объяснили проблему, которая волнует девочку, дело касается ее здоровья. Мама это подтвердила и, выслушав доводы консультанта, согласилась, что такая психологическая помощь дочери только на пользу.

Вообще же, поводов для обращения по телефонам доверия много. Дети могут пожаловаться на жестокое обращение с ними, на конфликты с одноклассниками или родителями, а могут просто попросить совета, какое стихотворение выучить на конкурс. Мам и пап, разумеется, заботят проблемы своих чад. Еще одна категория звонивших - посторонние люди, те, кто живет рядом и видит, как страдают маленькие соседи от пьяных или агрессивных родителей. И тут уже не психологические беседы потребуются, а наряд полиции, вызванный по указанному адресу.

Кстати, во время совещания один из социальных работников задал вопрос: проверяют ли достоверность сведений, поступающих сотрудникам этой службы? Ведь не секрет, что некоторые ребята шантажируют родителей, мол, если не купите то-то и то-то, то я позвоню и скажу, что вы меня бьете.

Конечно, информацию проверяют, и основательно. В алгоритме действий по каждому звонку проверка стоит первым пунктом. Но, если существует угроза здоровью и жизни, как было, например, в случае с жаркими объятиями в подъезде, стражи порядка выезжают незамедлительно.

Галина ДВОРЕЦКАЯ.