«У меня сын учится в первом классе. В начале года нам сказали, что детей, и только в первом классе, будут тестировать на предмет того, какие у них уже есть знания и навыки. Но и сейчас, в конце года, снова такой же тест дети писали. Учителя толком не могут объяснить, зачем два раза за год экзаменовать ребят. Так что же все-таки проверяют у наших детей?»

Ольга ПРИВАЛОВА, Великий Новгород.

Вероятней всего, речь идет о международном исследовании iPIPS - стартовая диагностика детей на входе в начальную школу и оценка их прогресса в течение первого года обучения.

Исследованию iPIPS, разработанному в Великобритании, около 20 лет, но в России оно пока широко не применялось. Чтобы понять, нужно оно нашей стране или нет, в этом году проводится пилотный проект в Новгородской области. По словам директора Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Елены Кардановой, в репрезентативную выборку попали примерно 300 учащихся общеобразовательных учреждений Новгородчины, или 5 процентов от общего числа школьников (6000 человек).

- Оценивание детей по методу iPIPS происходит два раза за учебный год - на входе в обучение и в конце первого класса. Метод предполагает комплексную диагностику. Красочно оформленный буклет содержит задания по чтению, фонологии и математике. Во-вторых, в комплект входят анкеты для родителей и для учителя. Педагог оценивает социальное и эмоциональное развитие ребенка, его адаптированность к обучению в школе, его социализацию. Из анкеты родителей мы узнаем о составе и социально-экономическом статусе семьи, образовании и профессии родителей, а также о том, как родители готовили ребенка к школе, как с ним занимаются. Мы узнаем, ходил ли ребенок в детский садик, занимался ли дополнительно в кружках и секциях, ходил ли на подготовительные курсы при школе и так далее. Комплексный анализ всей этой информации позволяет составить подробный портрет каждого ребенка. Второй цикл измерений позволит оценить индивидуальный прогресс детей, - разъясняет Елена Карданова.

По словам эксперта, тестирование первоклашек новгородских школ еще не завершено, результаты будут изучены. Анализ позволит понять, какими дети пришли в школу, оценить их прогресс за год и определить, какая программа обучения наиболее эффективна. В ходе эксперимента идет отработка инструментария, механизма исследования, его доработка под российское образование.

Если пилотный проект покажет себя состоятельным, не исключено, что уже через пару лет с помощью iPIPS будут проверять всех российских первоклашек.

Людмила ДАНИЛКИНА, газета «Новгородские ведомости»