В автошколах наступило затишье. Северяне, начавшие обучение до 12 августа, спокойно изучают азы водительского дела, а вот пополнение этих учебных заведений пока откладывается. Причина тому - приказ Минобрнауки РФ от 26 декабря 2013 года № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий». Этот документ внес ощутимые коррективы в систему подготовки водителей.

- Новые правила обучения включают изменение содержания курса, а также предъявляют серьезные требования к материально-технической базе автошкол, - прокомментировала начальник отдела контроля и надзора регионального министерства образования и науки Ирина Сергеева. - Всего утверждено 28 примерных программ профессионального обучения водителей, включающих подготовку и переподготовку с одной категории на другую.

Принципиальных изменений несколько. Во-первых, содержание образования разделено на три цикла: базовый, изучаемый один раз при получении любой категории или подкатегории, специальный, необходимый для подготовки водителей определенной категории, и профессиональный, касающийся водителей пассажирских и грузовых перевозок.

Во-вторых, увеличилось количество часов практических занятий - с 50 до 56-58. Более того, если раньше продолжительность уроков на дороге измерялась академическими часами, то есть по 45 минут, то теперь - «нормальными», астрономическими, по 60 минут. Таким образом, время учебного вождения выросло наполовину.

Третий момент - впервые в базовый цикл обучения включена психологическая подготовка: будущих автомобилистов научат избегать конфликтных ситуаций на дороге. Также они будут изучать принципы экологического и экономичного управления транспортным средством. Правда, специалистов по новым профилям в Мурманской области крайне мало.

Кроме того, в документе впервые введены формулы для определения пропускной способности учебных кабинетов и необходимого количества транспортных средств в автошколе. Установлен и минимально допустимый размер закрытой площадки - автодрома - не менее 0, 24 гектара. Это немало, и школы могут столкнуться с проблемой расширения своих автодромов. На каждом, кстати, следует оборудовать перекресток, пешеходный переход, установить дорожные знаки и соответствующую разметку...

- Одна из основных задач приказа - убрать с рынка так называемые чемоданные автошколы, которые имеют только пакет документов на обучение, а машины, автодромы и другое необходимое материально-техническое обеспечение арендуют у коллег, - сказал начальник межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела управления ГИБДД Мурманской области Сергей Трофимов. - Конечно, нынешние требования достаточно жесткие, не каждая автошкола сможет их выполнить. Те же автодромы есть далеко не у всех, приходится арендовать у коллег. При обследовании автодромов на соответствие новым правилам мы также будем уделять особое внимание тому, чтобы графики практических занятий не совпадали, чтобы на автодроме не было, к примеру, одновременно 50 машин. Пока мы получили новые программы обучения от нескольких школ. Они находятся на стадии рассмотрения, поэтому ни одно учебное заведение для водителей не получило одобрения, а следовательно, с 11 августа не может принимать новых учеников и пока доучивает пришедших до этой даты. Также ни один автодром пока не обследован.

В приказе минобразования содержатся примерные программы обучения, однако каждая школа должна на их основе написать свои и отправить в ГИБДД на согласование. Этот процесс длится минимум месяц, но не более двух.

Понятно, что школам потребуется время, чтобы привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями. Поэтому, как уже говорилось, сейчас новичков они не принимают.

- Придется подстраиваться под новые правила, - рассказали в автошколе «Перспектива». - Раньше было 106 часов теории, теперь будет 134, надо менять программы. Думаю, не только наша школа оказалась в сложной ситуации.

- Документы в ГИБДД отправим после 1 сентября, - сообщили в «Мастер-классе». - Пока надо подумать, как расширить автодром: он у нас несколько меньше, чем требуется по новым правилам. Ну и будем искать психолога.

- А мы новые программы обучения уже представили в ГИБДД, ждем утверждения, - ответили в «Гаранте». - 14 сентября на наш автодром приедет комиссия и проверит, соответствует ли он новым требованиям... Что ждет наших будущих клиентов? Увеличение сроков обучения, ведь часов теории и практики станет больше. Естественно, изменения повлияют и на стоимость. Хотя увеличится она не намного и составит примерно 20-25 тысяч рублей - точную цифру пока назвать сложно.

- Сейчас методисты работают над составлением новых программ обучения, - рассказали в учебно-курсовом комбинате. - Думаю, с согласованием автодрома и материально-технической базой у нас проблем не будет: наша автошкола одна из самых опытных в регионе, стараемся постоянно следить за новинками. Так что дело только за программами. Стоимость обучения подорожает приблизительно на две с половиной - три тысячи. Увеличится и его срок: с двух месяцев до двух с половиной.

Фото:
Фото:
Фото с сайта www.avtoindent.ru
Фото:
Фото с сайта http://forum.grodno.net
Екатерина АНДРЕЕВА.