Кинокомпания «ВайТ Медиа» решилась на эксперимент: по заказу телеканала «Россия» начала снимать фильм, в основе которого биография реального человека. Кстати, героине сейчас около восьмидесяти лет, она живет и здравствует в Нью-Йорке.

Пять лет назад российские сценаристы специально отправились в Нью-Йорк, чтобы встретиться с прототипом главной героини и добросовестно записали ее воспоминания. И договорились с ней, что ее настоящее имя не будет разглашено до выхода проекта в эфир.

Сценарий писался целых три года, а потом еще около года дорабатывался, после чего его и запустили в производство.

Судьбу героини рядовой не назовешь: дочка репрессированного генерала пошла работать буфетчицей в столовую «Ленфильма», потом выучилась на товароведа и стала директором универмага. А в те времена директор-женщина - само по себе редкость! Еще и в тюрьме успела посидеть. Любовь, конечно, в ее жизни тоже была - это директор промтоварного магазина Георгий Кудрич (его играет Андрей Чернышев). Но как все у них сложится, чем закончатся их отношения - создатели сериала держат в тайне. Говорят только, что развязка будет неожиданной - как это было и в реальной жизни.

Действие фильма начинается в 1950 году и продолжается до начала двухтысячных. В первой серии Кате двадцать один год, а в последней, шестнадцатой, ей исполнится шестьдесят.

Главное место действия - Ленинград и его окрестности, но не только: еще и Баку, Черноморское побережье Кавказа, Крым, Болгария и США…

Главную роль исполнила молодая актриса Карина Андоленко (зрители ее помнят по картине «Вангелия», где она сыграла русскую эмигрантку Ольгу, а также по роли жены главного героя Дуни в фильме Андрея Прошкина «Переводчик»). На этих съемках актрисе пришлось хорошенько потрудиться над образом: ее героиня проживает на экране долгую жизнь, и нужно ее показать и в молодости, и в пожилом возрасте.

- Я работаю с веселыми людьми, - с улыбкой рассказывает Карина. - Когда выхожу к ним из гримерки в возрастном гриме, они говорят: «О, бабуля пришла! А ну иди обратно - приведи нам молоденькую Катю!». Так легко работать в этом дружном коллективе! И так жаль, что однажды проект закончится...

Как признался режиссер фильма Фуад Шабанов, для него настоящим открытием стала Нонна Гришаева. Он - как и большинство зрителей - воспринимал ее как исключительно комедийную актрису: все помнят ее блестящие работы в фильмах «День выборов», «День радио», «Мужчина с гарантией». А оказалось, что она еще и прекрасная драматическая актриса. Нонна Гришаева в «Екатерине» играет киноактрису Волгину.

Она, кстати, тоже вполне реальный персонаж, но как звали «Волгину» в жизни, скажут только перед премьерой. С ней главная героиня знакомится в самом начале своего жизненного пути - когда устраивается работать в столовую «Ленфильма». Несмотря на разницу в возрасте, они становятся подругами. Судьба Волгиной драматична, если не сказать трагична: она постепенно спивается, угасает как актриса. Екатерина ее жалеет и хотя не в силах ей помочь, но бережно хранит эту дружбу.

Узнали Гришаеву на съемках мы с трудом: никогда не видели ее в военной форме, да еще волосы не привычно черные как смоль, а светло-каштановые.

- Нонна, неужели для роли вам пришлось поменять цвет волос?

- Нет, - улыбается Гришаева, - это парик. Кстати, я придумала один интересный ход, связанный с этим париком, предложила режиссеру, и он одобрил. Она надевает парик тогда, когда больше никто не предлагает ей роли, и она вынуждена сниматься в эпизодах за копейки.

- Вы так душевно рассказываете о своей героине. Волгина в чем-то похожа на вас?

- Да не дай бог! Ее жизненная позиция, на мой взгляд, абсолютно неверная! Жаль, она это поймет только тогда, когда уже будет поздно... Изначально ее приоритеты расставлены неправильно: ей не нужна семья, не нужны дети, нужны только съемки и красивые романы. По-человечески мне ее жалко, думаю, и зритель тоже ее будет жалеть.

- Но, может быть, есть какое-то качество, которое вам нравится в вашей героине?

- Пожалуй, да: она умеет признавать свои ошибки. И умеет просить прощения. Это очень важные качества, и у меня в жизни не всегда это получается, но работаю над собой, стремлюсь к этому идеалу.

В эпизоде, на съемках которого нам разрешили поприсутствовать, хорошо бы не запутаться: сегодня будут снимать кино про то, как снимают кино. По сценарию кинематографисты «Ленфильма» приехали в поле снимать фильм про войну, и главную роль в картине играет Волгина, героиня Нонны Гришаевой - по этому случаю она и надела военную форму. Съемки происходят недалеко от одного из сел Ленинградской области. Местные жители словно перенеслись в прошлое: люди в военной форме разгуливают по полю, ездят на мотоциклах времен войны, которые при этом страшно тарахтят. А когда моторы затихают, слышно, как стрекочут, отматывая пленку, кинокамеры.

- Между прочим, военная форма и сапоги подлинные, - рассказывает художник по костюмам Елена Молева. - Мы взяли их в аренду у коллекционеров.

С утра в поле стучали молотки и топоры - работники съемочной группы сколотили из досок деревянную стену, которая должна изображать сарай. Наконец все готово, аппаратура расставлена, и на съемочную площадку из своего грим-вагончика выходит Нонна Гришаева.

И начинается настоящий экшн: мимо окна псевдосарая пробегает каскадер в горящей одежде, слышатся выстрелы, раздается взрыв, и в Гришаеву-Волгину из окна летят щепки и комья земли, а она в ответ бросает туда гранату.

Вскоре становится жарко: пиротехники поджигают «сарай». На всякий случай, как и полагается, рядом дежурят бригады скорой и пожарных.

К «оглушенной взрывом» Волгиной, которая «потеряла сознание», спешит на помощь каскадер, играющий ее товарища. И когда он подхватывает ее на руки и пытается вынести из горящего сарая, одну из стен декорации начинают осторожно опускать на них - как будто она падает. Тут каскадер бросает актрису и выбегает из сарая один.

К счастью, падает Гришаева не на сырую землю, а на заранее подложенный матрас. И так несколько дублей. Подходим к актрисе, спрашиваем, не страшно ли было «гореть в огне»?

- Да, находиться в горящих декорациях действительно было очень страшно - такого испытания на мою долю еще не выпадало, - говорит Нонна. - Но я очень доверяю нашей команде, это настоящие профессионалы.

Фото:
Стас Бондаренко и Карина Андоленко легко нашли общий язык. Снимки предоставлены кинокомпанией «ВайТ Медиа»
Фото:
Два режиссера: настоящий и «киношный». Снимки предоставлены кинокомпанией «ВайТ Медиа»
Ирина ЛЕВКОВИЧ, ИА «Столица»