Вот что, скажите, обуть, если вчера на улице было пять градусов мороза, сегодня потеплело до плюс двух, а завтра, по прогнозу, снова заморозки и много снега? Притом что по мурманским меркам у нас уже в разгаре зима. В таких условиях одной универсальной парой обуви не обойдешься. Распрощавшись недавно с последними ботинками на каждый день, я решила, что им необходима равноценная замена.

Просто, чтобы понять, насколько ассортимент местных магазинов соответствует веяниям моды, «погуглила», что нынче в тренде. Оказалось, на разных сайтах модные советы друг другу откровенно противоречат. Хотя либо заканчивается, либо начинается каждая статья фразой о том, что этой зимой нет жестких требований, и каждый может найти что-то свое. В общем, зря потратив полчаса, пошла искать «что-то свое» в мурманских магазинах, изучая модельные ряды, материалы и ценовые категории.

Наверное, как и многие девушки, при выборе обуви я ловлю себя на мысли: если бы я была олигархом, я бы тогда купила... Или женой олигарха... Но все же, без оглядки на зарплату, какую обувку можно прикупить в этом сезоне?

Несколько общих тенденций. Первая: в отличие от зимней одежды, которая так часто пестрит всеми цветами радуги, в обувных буйства красок сейчас практически не наблюдается. Весь дизайнерский креатив и термоядерные расцветки стоит искать в дисконтных магазинах и отделах распродаж. Правда, в одном салоне консультанты, хихикая, показали мне оставшиеся с прошлой зимы розовые унты, а в другом - новинку: салатовые угги со стразами и пайетками. Если вы не подросток-неформал и не Леди Гага, такие шедевры обувной промышленности вам вряд ли понравятся.

Гораздо шире представлена так называемая городская классика. Например, черные или коричневые кожаные сапоги с широким голенищем. Преимуществ у таких моделей масса: заправить в них джинсы легко, для девушек с полными икрами они подходят идеально, да и худые ножки в таких сапогах кажутся еще более стройными и изящными. Модель с каблуком или без - это уже на ваш вкус. Кстати, каблук, если он есть, у них обычно невысокий и довольно устойчивый. Для зимы самое то. А дальше все зависит от финансовых возможностей. В бюджетных магазинах, где большинство моделей из искусственных материалов, такие сапожки можно купить за полторы-две тысячи рублей. Другое качество и натуральные материалы - иная ценовая категория, примерно от 6 до 10 тысяч за пару. Еще на 20-30 процентов дороже обойдутся подобные сапожки в магазине из категории обувных каскетов (нечто среднее между элитным бутиком и традиционным обувным салоном). Тем, кто доверяет исключительно качеству известных брэндов, прямая дорога именно туда. Любителям эксклюзива должны понравиться ботинки из меха пони.

Забрела в фирменный магазин, который отличается тем, что почти треть всего ассортимента изготовлена из искусственной кожи, замши, с использованием искусственного меха. Правда, сэкономить на таких моделях явно не получится, потому что дешевле натуральных они всего рублей на 500. При средней стоимости сапог в 5-6, а ботинок в 4 тысячи, разница несущественная. Так что эта категория порадует, скорее, защитников животных.

Почти в каждом магазине вы найдете уже прочно вошедшие в моду «сникерсы» (кроссовки или кеды на танкетке) из кожи, замши и велюра. К зиме производители их утеплили либо мехом, либо овечьей шерстью. А стоят они примерно столько же, сколько и сапоги, в том магазине, где вы их присмотрели. Заметила: с каждым годом цены в неплохих обувных салонах на все модели разнятся меньше и меньше. Создается впечатление, что лет через пять все они станут работать по принципу магазина«Fix Price», и на витринах будут красоваться надписи: «Только у нас! Все по 8 тысяч рублей».

Хотя по такому принципу работают уже упомянутые бюджетные магазины, рекламируя, к примеру, все зимние ботинки за 799 рублей. Кстати, именно за такую цену там сейчас можно приобрести привет из детства - разноцветные дутики и серебристые «луноходы». Еще пару лет назад историк моды Александр Васильев весело заметил в своем «Твиттере»,что в моду вернулись дутики 90-х. Но только спустя два года, накануне зимы 2014-2015, на полки мурманских обувных наконец добрались эти смешные сапожки как альтернатива некогда модным уггам. Вообще-то, в них много плюсов, включая удобство и дешевизну, но у нас ассортимент представлен в основном синтетическими материалами, а значит, велика вероятность, что они не выдержат сильных морозов, потрескаются, потеряют вид. Но по большому счету такие деньги не жалко отдать за обувь даже на один сезон.

Не первый год красуется на некоторых витринах классика русской зимы - валенки. Изящные, украшенные вышивкой, бисером, стразами, лентами - каких только нет! Все они сегодня дополнены подошвой, а иногда и каблуком. На случай слякоти носок декорирован лаковой кожей, а есть модели, где кожа на валенке повторяет форму калоши. За такую красоту отдать придется порядка

3-5 тысяч. Но консультанты не без грусти замечают, что разбирают валенки плохо, считают их непрактичными и даже слишком теплыми, потому что морозы за 20 градусов для нас сегодня, скорее, исключение.

Еще одна тенденция, которую покупатели могут и не заметить, но для продавцов она почти очевидна, - модная зимняя обувь становится все менее объемной. Половину ассортимента для холодов составляют ботинки и ботильоны, в то время как раньше на холода покупали исключительно сапоги. Да и в сапогах теперь чаще встречается евромех - то есть мех только в районе ступни или до щиколотки, а для утепления голенища используется что-то потоньше. К тому же и при первом взгляде на некоторые ботинки сразу и не поймешь, что они зимние - до того тоненькие и легкие. Это вовсе не чудеса современных технологий. Постоишь в таких на остановке при минус 15 градусах - околеешь. Но спросом пользуются. Все потому, что современная мода ориентирована на автомобилисток, которые просто не успевают замерзнуть по пути от подъезда к машине, и в помещении в такой обуви не жарко, она не выглядит громоздкой, позволяя и без сменки выглядеть стильно.

Так что, если вы счастливый обладатель авто, для вас ассортимент зимней обуви значительно расширяется. А «безлошадникам» вроде меня, со студенчества привыкшим мерзнуть в ожидании общественного транспорта, на холода лучше выбирать не модные новинки, а классику, валенки или «луноходы».

Фото:
Анна ВИХРОВА