В квартирах большинства жителей области уже не включают обогреватели и не кутаются в пледы. О том, как регион входит в зиму, шла речь в минувшую пятницу в пресс-центре «Мурманского вестника». На вопросы журналистов отвечали заместитель губернатора области Евгений Никора, министр энергетики и ЖКХ Владимир Гноевский и главный государственный жилищный инспектор - начальник Госжилинспекции области Алена Кузнецова.

Пять дней на регулировку

- 1 сентября во всех образовательных учреждениях области было уже достаточно тепло, - сообщил представителям СМИ Евгений Никора. - Руководители муниципалитетов отслеживают, когда и каким образом оно подается. Как правило, в первые же дни поступления тепла поступают и первые жалобы. Мы к ним всегда прислушиваемся и выясняем, почему в каком-то классе какой-то школы недостаточно тепло, взаимодействуем с ресурсоснабжающими организациями и органами местного самоуправления, чтобы какие-то технические неполадки своевременно устранить. Что касается жилого фонда, то правительство области рекомендовало муниципальным образованиям в ближайшие несколько дней начать отопительный сезон. По состоянию на 9 сентября он уже начат в Кировске, который традиционно стартует первым, в Мурманске, Полярных Зорях, Апатитах, Североморске, Александровске, Зареченске, Ловозере, Ревде, Печенге, Умбе, Коле, Мурмашах, Верхнетуломском, Кильдинстрое, Междуречье, Ура-Губе, Пушном и Туломе. Через несколько дней тепло придет в дома Мончегорска, Оленегорска, Видяева, Заозерска, Островного, Кандалакши, Алакуртти, Никеля, Заполярного, Корзунова, Туманного и Териберки. То есть можно сказать, что в муниципальных образованиях области отопительный сезон уже начался либо начнется на днях.

Напомним, что согласно п. 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года, отопительный период должен начинаться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого среднесуточная температура наружного воздуха ниже +8 градусов Цельсия.

Северяне часто задают вопрос: «Отопительный сезон начался, а у меня в квартире до сих пор холодно. Почему так?» Заместитель губернатора пояснил, что в соответствии с российским законодательством с того момента, когда местные власти объявляют о начале отопительного сезона, до того, как в квартире реально станет тепло, может пройти 5 дней, но не больше. Так что со вторника жители Мурманска должны почувствовать повышение температуры у себя дома.

Держать руку на пульсе помогут горячие линии

- Не бывает так, чтобы все шло идеально, - отметил Евгений Никора. - Мы каждый год открываем горячую линию, чтобы получать информацию от жителей области о том, начался ли у них отопительный сезон и есть ли жалобы на отопление, горячее водоснабжение, и реагировать на эти жалобы во взаимодействии с управляющими компаниями, ресурсоснабжающими организациями и главами местных администраций и муниципальных образований. Этот год не стал исключением. Горячая линия уже открыта в областной Госжилинспекции. Мы знаем, что происходит в регионе, и просим жителей области оперативно давать информацию о том, где, в каких муниципальных образованиях, в каких домах отопительный сезон не начался, хотя об этом было объявлено.

- Как уже было сказано, на регулировку отводится пять дней, - напомнила главный госжилинспектор области Алена Кузнецова. - Поэтому не надо нервничать, если в течение этих дней в квартире не стало теплее. В регионе начала действовать горячая линия Госжилинспекции по вопросу подключения многоквартирных домов к системе теплоснабжения. ГЛ работает в будние дни с 9 до 13 часов и с 14 до 17 часов по телефону 8(815-2) 486-717. Будут приниматься звонки исключительно по поводу проблем с отоплением, обращения на другие темы следует подавать в обычном режиме. И следует иметь в виду, что это не кол-центр, где звонки принимают несколько операторов. Поэтому сообщения должны быть лаконичными. Надо назвать свои имя, отчество и фамилию, адрес и кратко, точно обозначить суть проблемы. Тот, кто попробует завести продолжительную беседу, может помешать дозвониться на горячую линию другим людям.

Она уточнила также, что заявления об отсутствии отопления принимаются только после того, как местные власти решат начать отопительный период. Эти заявления будут переданы в управляющие организации, которые и отвечают за процесс регулировки системы отопления. Выездные внеплановые проверки по поводу холодных батарей будут проводиться сотрудниками Госжилинспекции после окончания периода регулировки системы отопления. Сотрудники ГЖИ не являются аварийной службой, не работают круглосуточно и не занимаются непосредственно регулировкой системы отопления.

- Организация горячей линии и системы реагирования в ГЖИ ни в коем случае не снимает ответственности за начало отопительного сезона с властей муниципальных образований, - подчеркнула Алена Кузнецова. - В каждом из них должны быть назначены ответственные работники, осуществляющие контроль за тем, чтобы были выделены телефонные линии и чтобы гражданам сообщили номера, по которым они смогут сообщать о проблемах с отоплением. То же относится и к УК, аварийно-диспетчерские службы которых точно так же должны принимать звонки от жителей и сразу на них реагировать.

Итак, что делать, если отопительный сезон в городе или поселке объявлен, а тепла еще нет?

Перво-наперво не суетиться и подождать еще несколько дней. Если тепла в квартире нет и на шестой - звоните в свою УК. Если время идет, а ничего не меняется, второй звонок нужно сделать в администрацию. Когда и это оказалось бесполезным, набирайте горячую линию ГЖИ.

Заместитель губернатора Евгений Никора призвал жителей области писать ему лично на электронную почту, адрес которой указан на сайте правительства области.

- Мы будем реагировать на все обращения, - заверил он. - На то мы и власть, чтобы нести ответственность за все. Понятно, что власть начинается с местного уровня. Именно муниципальные образования должны организовать открытое, понятное и прозрачное взаимодействие с людьми по поводу начала отопительного сезона и в течение всего его периода. Так что жители всех без исключения муниципальных образований имеют возможность обратиться в органы власти. Но начинать всегда нужно со своей управляющей компании, поскольку именно она лучше всех знает ситуацию в доме.

Откройте двери слесарю

- Во многих МКД, особенно в пятиэтажках, есть такая проблема, как завоздушивание системы теплоснабжения на последних этажах, - напомнила начальник ГЖИ. - Поэтому, если к вам пришел слесарь из УК с просьбой дать ему возможность зайти в квартиру, обязательно впустите. Потому что из-за воздушной пробки в батарее или стояке без тепла могут остаться все квартиры, расположенные по этому стояку. Сделать с этим что-то из других квартир невозможно.

Такие проблемы возникают нередко. Инспекторам запомнился случай, когда жилец целый месяц жаловался на холодные батареи, но при этом работников УК в квартиру не пускал. Кроме того, зачастую проблемы с запуском теплоснабжения в доме возникают из-за жильцов, которые ради красоты, комфорта или экономии самовольно решили провести в своей квартире реконструкцию элементов общедомовой системы теплоснабжения. Так что надо помнить, что в проблемах с отоплением далеко не всегда виновата УК.

- Отопительный сезон начинается не щелчком тумблера. Каждый жилой дом - это живой, сложный организм, - отметила Алена Кузнецова. - В каждом - свои трудности, поэтому и запускаются все жилые здания по-разному. Опыт прошлых лет показывает, что большое количество жалоб, поступавших на горячую линию, было связано как раз с проблемами, вызванными теми ремонтами и реконструкциями, которые жильцы проводят в своих квартирах в период летнего отсутствия отопления.

- Многоквартирный дом принадлежит вам так же, как частный дом или дача, - поддержал коллегу Евгений Никора. - С той лишь разницей, что у МКД собственников много. И именно вы и ваши соседи можете организовать взаимодействие с УК так, чтобы ее работа была качественной. Поэтому, когда сосед снизу просит вас открыть дверь слесарю УК, чтобы у всех было тепло, будет странно, если вы откажетесь сделать это.

Алакуртти и Заозерск под особым контролем

Представителей региональных СМИ интересовало, какова сейчас ситуация в двух муниципальных образованиях Кандалакшского района, где напряженно проходила подготовка к отопительному сезону.

- Действительно, в самом начале летней подготовительной кампании ситуация в Заозерске и Алакуртти вызывала у нас очень серьезное беспокойство, - сказал Евгений Никора. - Нам пришлось докладывать о сложившейся ситуации и отсутствии должного реагирования со стороны подведомственных предприятий министерства обороны и в Министерство энергетики РФ, и уполномоченному представителю президента в СЗФО. Общими усилиями ситуацию удалось выправить. По поручению губернатора была создана специальная рабочая группа по подготовке к зиме именно этих двух муниципалитетов. В результате Заозерск и Алакуртти к отопительному сезону сейчас готовы. В Алакуртти отремонтированы два котла, проведена экспертиза их промышленной безопасности, что тоже очень важно. Мощности котлов достаточно для начала отопительного сезона. Третий котел мощностью 16 мегаватт планируется смонтировать до конца сентября. Он будет обеспечивать соответствующий резерв мощности. Запас топлива уже сформирован в объеме почти полутора тысяч тонн. На котельной № 53 ЗАТО Заозерск выполнены регламентные работы на трех паровых и двух водогрейных котлах, проведена экспертиза промышленной безопасности. Этого достаточно для обеспечения резервной мощности для прохождения минимумов зимних температур. Контракты на поставку топлива для Заозерска также заключены. Запас его сформирован в объеме 800 тонн.

Миллионы на ремонт

Чтобы максимально снизить риск сбоев в коммунальной инфраструктуре во время отопительного периода, областное правительство ежегодно выделяет муниципальным образованиям субсидии на капитальный ремонт объектов жизнеобеспечения. С 2013 по 2016 год на эти цели из регионального бюджета было выделено в общей сложности более 492 миллионов рублей. Благодаря этому за три года отремонтировано свыше 160 километров ветхих инженерных сетей, 80 с лишним различных объектов ЖКХ - котельных, водозаборов, насосных станций, трансформаторных подстанций. Также произведены работы по устройству 16 резервных источников электроснабжения объектов жизнеобеспечения.

- 100 миллионов из региональной казны направлено 22 муниципальным образованиям, - сообщил журналистам министр энергетики и ЖКХ Владимир Гноевский. - Почти 40 процентов этой суммы получил Кольский район. На сегодня отстающих у нас нет, все идет по графику. В этом году заменено 13 километров сетей, на 13 объектах ЖКХ отремонтировано технологическое оборудование. Такая помощь муниципалитетам стимулирует их заниматься бесхозяйными сетями. Это серьезная проблема: там часто бывают порывы, в результате не отапливаются дома, прекращается подача воды. Эти сети надо ставить на учет, тратить деньги на приведение их в порядок с последующей передачей ресурсникам. Благодаря произведенной работе количество технологических нарушений на объектах ЖКХ области значительно снизилось. За период 2013-2016 годов не произошло нарушений и аварийных ситуаций со сроком устранения последствий свыше 24 часов.

Особое внимание на пресс-конференции было уделено долгам потребителей перед теплоснабжающими организациями и тем методам, которые применяются сегодня в борьбе с неплательщиками. Об этом «Мурманский вестник» расскажет в одном из следующих номеров.

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ