Коммунальные услуги должны иметь определенные параметры качества, установленные нормативными документами, - об этом шла речь в опубликованной 1 сентября статье «Градусы денег стоят». И если параметры не соблюдаются, то потребители имеют полное право за услуги не платить. Вот только в понимании многих это означает просто игнорировать ежемесячно поступающие счета. В лучшем случае они вычеркивают определенную графу в квитанции и оплачивают часть предъявленной суммы. Но правильно ли это?

Слова - не доказательство

- Нет, неправильно, - утверждает руководитель регионального общественного центра «ЖКХ Контроль» Валентина Котова. - Просто не платить нельзя. Если человек получает коммунальные услуги ненадлежащего качества или не получает их вовсе, он имеет право требовать перерасчета. Но для этого нужно доказать сам факт того, что услуга не оказана или была низкого качества. Доказать и зафиксировать документально. Только тогда он может служить основанием для перерасчета.

Поэтому первым делом собеседница советует обратиться в аварийно-диспетчерскую службу. Ее телефон должен быть указан в присылаемых жильцам счетах, на информационных досках в подъездах домов, на сайтах управляющих компаний. Обращение может быть как устным, в том числе по телефону, так и письменным, но письменное все-таки надежнее, а потому предпочтительнее. Жилец должен указать свои имя, фамилию, отчество, адрес проживания и описать проблему. Полезно к заявлению приложить фотографии, доказывающие отсутствие или низкое качество услуг. В свою очередь, сотрудник службы тоже обязан сообщить свои фамилию, имя, отчество, регистрационный номер и время приема заявления.

- Нередко бывает, что в УК уже известна причина, - продолжает Котова. - Тогда диспетчер должен сообщить об этом заявителю, и таким образом управляющая организация признает факт неоказания услуги или ее ненадлежащего качества. Это должно быть зафиксировано в регистрационном журнале. Если же УК не в курсе проблемы, ее работник обязан назначить время проведения проверки: либо не позднее двух часов с момента получения обращения, либо по договоренности с жильцом. Проверка проводится с участием представителя компании и заявителя. По ее итогам составляется акт, который они оба должны подписать. Именно он и служит тем самым документом, по которому жилец имеет право потребовать перерасчет.

Главное - не сдаваться

Но мы с вами, как говорится, не первый день замужем и прекрасно знаем, как УК «любят» расставаться с деньгами. Если ваша заупрямится, можно, конечно, плюнуть на все и продолжать платить за то, что того не стоит или чего нет совсем. Но лучше все-таки провести независимую экспертизу.

Оплачивать ее должна управляющая компания. Если, конечно, экспертиза подтвердит справедливость претензий владельца квартиры. Если же она не обнаружит нарушений, платить за нее придется жильцу.

В пункте 110 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (они утверждены постановлением правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года) об этом сказано так: «Если в ходе проверки между потребителем (или его представителем) и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении № 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги. (...) Если в результате экспертизы, инициированной потребителем, установлено отсутствие факта нарушения качества коммунальной услуги, то потребитель обязан возместить исполнителю расходы на ее проведение. Расходы на проведение экспертизы, инициированной иным участником проверки, несет такой участник».

Возможна и такая ситуация: ни один из заинтересованных участников проверки не инициировал проведение экспертизы качества коммунальной услуги. Однако между потребителем и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки существует спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги. Тогда можно провести повторную проверку. Не так уж это и сложно. На сей раз надо пригласить представителя исполнителя коммунальной услуги и общественного объединения потребителей. Комиссия снова составит акт, заверенный подписями ее членов и жильца.

Но, к сожалению, бывает и так, что до управляющей компании, как говорится, не достучаться. Такой вариант Правилами тоже предусмотрен: «110(1). В случае непроведения исполнителем проверки в срок, установленный в пункте 108 настоящих Правил, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем двумя потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом».

Проще говоря, если в МКД действует совет дома, ТСЖ или ЖСК, то документ подписывают два собственника жилья (помимо самого инициатора) и председатель.

- В акте должно быть указано нарушение параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг, - разъясняет руководитель «ЖКХ Контроля». - Имея на руках такую бумагу, потребитель может с полным на то основанием требовать перерасчета. В дальнейшем управляющая компания (ТСЖ, ЖСК или ресурсоснабжающая компания, если она является исполнителем коммунальной услуги) должна провести перерасчет. Для этого нужно составить письменную претензию на имя руководителя организации в двух экземплярах и вручить ее либо ему самому, либо секретарю. Если там отказываются регистрировать эту претензию (ставить отметку о входящем номере и т. д.), можно отправить ее заказным письмом с уведомлением о вручении. Вам пришло уведомление - значит, претензия организацией официально получена. Если даже после этого ее откажутся удовлетворить, следует обратиться в контролирующие органы и в суд. В таком случае можно будет потребовать не только перерасчета, но и компенсации нанесенного потребителю морального вреда.

Если долго не был дома...

Не у всех северян в квартирах установлены приборы учета. У каждого хозяина на то есть свои причины, но сейчас разговор не об этом. Раз счетчиков нет, значит, расчет за коммунальные ресурсы производится по нормативам потребления. В том числе и тогда, когда жильцы в отпуске, в командировке, то есть, отсутствуют довольно долго. В таких случаях можно сделать перерасчет. Сразу отметим, что это касается только холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электро- и газоснабжения.

- Порядок перерасчета за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении установлен тем же постановлением № 354, которое мы уже цитировали, - напоминает Котова. - Перерасчета потребитель может потребовать в том случае, если его не было в квартире более пяти дней, причем день отъезда и день приезда в зачет не идут. Кроме того, максимальный срок отсутствия, за который можно потребовать перерасчет, составляет полгода. Потом следует заново писать заявление и подавать документы.

- Какие? - поинтересовалась я.

- Доказывающие отсутствие жильца в квартире в течение определенного срока. Это может быть справка о командировке или о нахождении на лечении, проездные билеты, счета за проживание в гостинице, справка органа внутренних дел о временной регистрации по месту временного пребывания и так далее. Справки или их копии должны быть заверены подписями должност-ных лиц и печатями. Конечно, лучше всего написать заявление в управляющую организацию до отъезда, но можно это сделать и после возвращения. Главное - подать заявление и документы в течение 30 календарных дней после приезда. В заявлении должен быть указан период, за который следует произвести перерасчет. По тому же алгоритму следует действовать, если в квартире какое-то время отсутствовали родственники. К примеру, сын учится в вузе в другом городе. Чтобы не платить за него, следует раз в полгода получать справку с места его учебы и подавать ее вместе с заявлением.

Федеральный закон № 261 об энергосбережении обязал собственников установить индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды, электрической энергии. Исполнившие эту свою обязанность получили дополнительные бонусы: им не надо бегать за перерасчетами после приезда из отпуска, ведь счетчики отражают реальное потребление коммунальных услуг. А вот тем, кто так и не обзавелся ИПУ и по-прежнему «сидит на нормативах», не стоит забывать о применении повышающего коэффициента. Сегодня он составляет 1,4, а с 1 января 2017 года - 1,5.

Вскоре для россиян появится еще одна возможность легально не платить за жилищно-коммунальные услуги, причем безо всяких перерасчетов и экспертиз. В стране запускается единая Государственная информационная система ЖКХ. Все управляющие и ресурсоснабжающие организации будут обязаны размещать на портале ГИС ЖКХ информацию о начислениях потребителям с соответствующими расчетами. Если потребитель не найдет на сайте эту информацию, он имеет право не оплачивать присланные ему счета до тех пор, пора она там не появится. Штрафы и пени за это начисляться не будут.

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ