На прошедшем в конце октября заседании регионального правительства министр социального развития Сергей Мякишев доложил о ходе исполнения Плана мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг социальной инфраструктуры Мурманской области. Подробностями ведущейся в этом направлении работы министр поделился с нашей газетой.

- Сергей Борисович, расскажите, что это за документ?

- «Дорожная карта» - это, по сути, план мероприятий по продвижению к некоему конечному результату. Есть начало пути, состояние, в котором мы пребываем сегодня, есть маршрут с различными остановками, то есть очередность мероприятий, и есть конечная точка, предусматривающая подведения итогов. Грамотно составленная «дорожная карта» позволяет сегодня идти в ногу со временем, идти быстро, помня при этом о финальной цели пути.

- Не станет ли это лишь очередным планированием на бумаге?

- Хотелось бы, чтобы у ваших читателей не сложилось мнение, что это один из примеров бюрократического подхода к решению социальной проблемы: написали план на трех страничках и забыли. «Дорожная карта» по решению проблем инвалидов в Мурманской области - серьезный документ, подготовленный во исполнение федерального закона № 419-ФЗ, в статье 26 которого четко прописано, что устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг. Порядок и сроки их разработки были установлены правительством России в июне 2015 года. Мы свою «дорожную карту» утвердили на заседании областного правительства 25 сентября прошлого года. Полное название этого документа звучит так - План мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг социальной инфраструктуры Мурманской области.

- Насколько значима для людей, имеющих инвалидность, такая «дорожная карта»?

- Наша главная цель - поэтапное формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения. Что это такое? Это обычная среда, но переоборудованная с учетом потребностей инвалидов, позволяющая им вести независимый образ жизни. Часто сталкиваюсь с таким толкованием доступности: мол, нужно привезти продукты питания или другие товары инвалиду на дом, и его потребности будут удовлетворены в полной мере. Это правильно только отчасти. Ведь, если задуматься, кому из нас не хотелось бы самому пройтись по супермаркету вдоль прилавков и из всего многообразия выбрать нужный именно ему товар? Но инвалиды зачастую лишены подобной возможности. На мой взгляд, доступная среда и заключается в предоставлении им свободы выбора. Прийти к такому идеальному варианту очень нелегко, но можно. Для этого необходимо четко просчитать все этапы достижения цели, соотнести свои возможности с первоочередными потребностями и засучив рукава работать... Для этого и нужна «дорожная карта».

- Какие социальные сферы затрагивают ее мероприятия?

- «Дорожная карта» включает в себя 53 показателя в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов: социальная защита, здравоохранение, образование, культура, физическая культура и спорт, связь и информация, градостроительство, занятость, транспорт, туризм. Если говорить о сфере социального обслуживания, то главным показателем является стопроцентное обеспечение доступности наших подведомственных учреждений. Начиная с 2012 года мы целенаправленно выделяли на эти цели и осваивали серьезные объемы финансирования. Только за последние четыре года около 40 миллионов рублей затрачено на доступность 32 учреждений социального обслуживания - стационарных и полустационарных, центров социальной поддержки населения. Нам есть чем гордиться.

- Можно ли утверждать, что все проблемы решены?

- Я считаю, что идеальные образцы можно увидеть только на обложках рекламных журналов. Даже если мы приспособим какой-либо объект по всем правилам и нормам, даже если нам согласуют его доступность представители общественных организаций инвалидов и он не вызовет нареканий ни одного контрольно-надзорного органа, я бы поостерегся утверждать, что мы предусмотрели все. Да, есть нормативные требования, но жизнь богаче статичных правил. Бывают разные ситуации. Я всегда привожу пример с собаками-поводырями. Специально подготовленная собака должна сопровождать слепого человека везде. И это правильно! Но как она поведет себя, например, в театре, поликлинике, другом людном месте? Или еще: представьте напольную тактильную плитку около входа в здание, контрастные указатели, нанесенные на асфальтное покрытие. Но помогут ли они инвалиду преодолеть препятствия, если в условиях нашей долгой зимы будут покрыты снегом? Вопросов больше, чем ответов. Именно поэтому на базе одного из наших подведомственных учреждений мы создали пилотную площадку по апробации различных мер и методов организации доступности для инвалидов объектов и услуг. Итоги работы площадки будут подведены на декабрьской коллегии нашего министерства.

- Какие задачи «дорожной карты» уже выполнены?

- Приведено в соответствие с нормами федеральных законов региональное законодательство. Разработаны восемь проектов законов Мурманской области, которыми внесены изменения в 16 региональных законов в сферах транспорта, культуры, библиотечного дела, социальной поддержки и социального обслуживания, занятости, образования, физической культуры, избирательного права, градостроительства, туризма. Внесены изменения в 993 административных регламента предоставления государственных и муниципальных услуг, в которые включены в обязательном порядке необходимые требования к обеспечению условий их доступности для инвалидов. Для реализации на практике требований федерального законодательства около одиннадцати с половиной тысяч специалистов более чем из пятиста государственных и муниципальных учреждений прошли необходимое обучение по вопросам, связанным с формированием безбарьерной среды. Работа продолжается.

Беседовала Анна ЗАЙЧЕНКО