В молодости редко кто задумывается о будущей пенсии. Но годы летят, и наступает момент, когда этим вопросом приходится заняться предметно. И человек приступает к сборам для похода в ПФР за назначением пенсии... Однако, чтобы подать заявление, совсем необязательно отправляться туда самому. Обратиться в Пенсионный фонд можно разными способами. Какими? В чем их отличия и преимущества? Об этом рассказывает начальник отдела организации назначения, перерасчета пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц отделения ПФР по Мурманской области Сергей Гончаронок.

- Пенсионный фонд постоянно работает над тем, чтобы сделать свои услуги более доступными. Это относится и к подаче заявления о назначении страховой пенсии, то есть по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Сейчас действуют пять способов подачи такого заявления, и каждый человек может выбрать наиболее для себя удобный.

Традиционные способы продолжают действовать по-прежнему. Как и раньше, человек может прийти в территориальный орган ПФР по месту жительства, пребывания либо фактического проживания и подать заявление о назначении страховой пенсии. Он вправе это сделать и через своего законного представителя - в таком случае необходимо наличие нотариально заверенной доверенности.

В силе остается и второй вариант - возможность направить заявление по почте, приложив к нему все необходимые документы. При этом хочу напомнить, что днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле по месту отправления заявления. Если представлены все необходимые документы, то ПФР в адрес заявителя направляет по почте соответствующее уведомление. Если же каких-то не хватает, то человек также получит уведомление с перечнем недостающих.

- Относительно недавно в нашей жизни появились такие учреждения, как МФЦ, действующие по принципу «одного окна». Как известно, ПФР плотно с ними взаимодействует.

- Совершенно верно, поэтому через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) по месту жительства можно подать и заявление на назначение пенсии. В этом случае уведомление о приеме заявления или перечень недостающих документов направляется территориальным органом ПФР заявителю через МФЦ. При этом нужно подчеркнуть: если уведомление не выдано человеку в связи с его неявкой в МФЦ (время приема гражданина оговаривается заранее), то оно считается выданным по истечении пяти календарных дней со дня его передачи территориальным органом ПФР в МФЦ.

- Зачастую предприятия, точнее, их кадровые службы занимались сбором и предоставлением документов для назначения пенсии своему работнику. Они же выясняли, каких документов у него не хватает и почему. Работнику оставалось только дождаться пенсионного возраста и начать получать пенсию.

- Способ обращения в ПФР через своего работодателя - именно так он называется - действует и сейчас. Но обратиться за назначением пенсии таким образом возможно, только если между работодателем и Пенсионным фондом РФ заключено соглашение об электронном информационном взаимодействии. И тогда работодатель представляет территориальным органам ПФР в электронной форме списки своих сотрудников, которые приняли решение в ближайшие 12 месяцев обратиться за назначением пенсии. Также в электронном виде должны быть направлены заявление и все необходимые по закону для назначения пенсии документы. При этом они передаются только по письменному согласию работника в адрес работодателя на передачу и обработку его персональных данных.

- То есть будущее за электронными услугами?

- Да, за интернет-сервисами. Ведь молодое поколение пенсионеров - это уже активные пользователи современных электронных технологий. И эту возможность Пенсионный фонд предоставляет через «Личный кабинет гражданина» на сайте ПФР (www.pfrf.ru) и Единый портал государственных услуг (www.gosuslugi.ru). В личном кабинете отображается вся история обращений в ПФР - человек может проследить, как меняется статус его заявления: «принято», «рассмотрено» и т. д. Кроме того, в личный кабинет поступают уведомления о дальнейших необходимых действиях. Например, если ПФР располагает не всеми документами для назначения пенсии, то в уведомлении будет указано, когда и с какими документами подойти в пенсионный орган. Чтобы войти в личный кабинет, необходимо зарегистрироваться на портале государственных услуг и подтвердить свою учетную запись. Если гражданин уже зарегистрирован на портале госуслуг, то можно использовать логин и пароль, указанные при регистрации на данном портале. Соответственно, заявление о назначении пенсии можно также подать непосредственно через Единый портал госуслуг.

- А когда стоит озаботиться подачей заявления ?

- Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до его достижения. Однако это не относится к гражданам, претендующим на досрочную пенсию, например, если речь идет о педагогических или медицинских работниках. Им пенсия назначается в зависимости не от возраста, а от стажа осуществления необходимой педагогической или медицинской деятельности. Причем законодательством четко определены учреждения и должности, работа в которых учитывается в специальный стаж для назначения досрочной пенсии данной категории граждан. В целом обратиться с заявлением после возникновения права на пенсию можно в любое время без каких-либо ограничений.

Полезно знать

Список документов для назначения пенсии размещен на официальном сайте ПФР в разделе «Будущим пенсионерам», также с ним можно ознакомиться в клиентских службах Пенсионного фонда.

Ольга НУРЕЕВА