«Кто из вас не сожалел иногда о том возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир?» - спрашивал Жан-Жак Руссо. И советовал: «Любите детство, поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт». Недавно мне довелось побывать в центре внешкольной работы в Оленегорске. Информационным поводом, как принято говорить у журналистов, было освоение областного гранта, который учреждение получило в начале нынешнего года.

Переступив порог этого уютного дома, попадаешь в какой-то забытый мир, маленькую страну безмятежного детства. Чувство просто ошеломляющее для человека, нечасто сталкивающегося с ребятней. Сразу обуревает та самая ностальгия по возрасту, «когда на губах вечно смех».

В ЦВР был обычный «послешкольный» день: в балетном классе семи-, восьмилетки занимались у станка; в художественной мастерской мальчишки и девчонки сопели над поделками, рисовали; в небольшом спортзале шли занятия по дзюдо, а потом карате-до; в судомодельном кружке корабли уходили в плавание по водам довольно длинного бассейна, искуссно созданного каким-то умельцем времен дворцов пионеров.

- Наше образовательное учреждение является правопреемником городских учреждений внешкольной работы, - пояснила директор Ирина Калинина. - В этих стенах объединились коллективы педагогов и учащихся центра детского творчества, станции юных техников «Викинг», подросткового клуба «Гарант», центра детского и юношеского туризма и экскурсий. Наши педагоги творческие, инициативные и преданные своему делу, поэтому ребятня приходит сюда с удовольствием. Ведь дополнительное образование - это уникальная сфера, максимально расширяющая потенциальные возможности творческого развития детей и подростков.

Для меня стало большой неожиданностью, что все занятия для юных горожан здесь бесплатные. Финансирование внешкольного образования нелегко дается местной казне: коммунальные платежи, зарплата педагогов, обеспечение требований безопасности и другие затраты.

У коллектива есть непременное правило: при выборе направлений деятельности учитывать ребячий интерес. Хотят дети заниматься авторской песней, значит, появляется такое объединение. Или вот «глиняная мастерская», точнее - объединение «Глиняная игрушка». Маленькие руки старательно разминают глину - сначала неподатливую, потом мягкую и послушную. Лепят, сушат, раскрашивают - настоящий ремесленный процесс. Дети разного возраста с большой любовью творят зверушек, цветочные букеты и узоры на доске.

- А где глину берете? - спрашиваю педагогов.

- Покупать нам не по карману, так что ездим копать в районе Кильдинстроя, - рассказывают они.

А я с удивлением рассматриваю чудо-печку, куда, словно калачики, мастер сажает ребячьи шедевры на просушку.

- Наша муфельная печь для обжига глиняных игрушек уже старушка, но дело свое знает, - улыбается педагог.

Неудивительно, что и к выбору темы конкурсной работы сотрудники ЦВР подошли обдуманно, по традиции отталкиваясь от детской заинтересованности. В итоге на получение гранта предоставили проект «Развитие инновационного направления спортивно-технического творчества в учреждении дополнительного образования».

- Его подготовка обусловлена стремлением привлечь детей и молодежь к видам технического творчества, - рассказала социальный педагог Тамара Хлучина. - Для этого необходимо было создать лабораторию технического творчества, обновить материальную базу. В основе концепции заложен принцип: от формирования первоначальных умений и навыков - к моделированию и конструированию с использованием современных технологий. А в перспективе эти знания помогут ребятам иначе взглянуть на школьные дисциплины - математику и черчение, физику и информатику.

Областной грант - более 600 тысяч рублей - потрачен на самое необходимое для осуществления технического и технологического прорыва. Приобрели оборудование для лаборатории, верстаки с индивидуальным освещением, большие столы, на которых ребятам удобно моделировать, металлообрабатывающий станок, мультимедийное оборудование и другие полезные вещи.

Как рассказали педагоги, в новом учебном году к занятиям в объединениях технического направления привлечено свыше 250 школьников в возрасте от 7 до 17 лет.

- Наши воспитанники учатся конструированию, авиа- и судомоделированию, создают макеты зданий из самых разных материалов, - пояснил Владимир Петров, педагог дополнительного образования. - Ребята просто на глазах превращаются из неловких и скованных в уверенных в себе исследователей и испытателей.

Не вызывает сомнения, что педагоги здесь - люди особенные. Как сами шутят, этим надо жить. Владимир Петров, безусловно, один из таких. Его и ребячьими руками создана автомастерская. Как вспоминает мастер, старенькую легковушку разобрали на отдельные составляющие узлы, установили на стенды, где требуется - покрасили. Получилось классное наглядное пособие - теперь приходи и учись. Мальчишек из мастерской просто не выгнать, готовы заниматься все свободное время.

- Новички порой даже не знают, какие существуют инструменты. Напильник держат, как пилочку для ногтей, - улыбается собеседник. - Зато со второго года уже есть отдача, мальчишки постепенно становятся рукастыми. Когда вырастут, будут настоящими мужчинами, которые с техникой на «ты».

- Мы не дети, мы люди, которые хотят многое уметь, - порадовал умозаключением четвероклассник Вадим Койти. Десятилетний пацан занимается в автомастерской, осваивает разные инструменты, черчение и конструирование.

- Вот появится у папы машина, а я к тому времени уже научусь в ней разбираться, - смотрит в будущее Вадик. Мужичок подрастает.

Татьяна ПОПОВИЧ. Оленегорск