В эти дни мы отмечаем один из главных и самых дорогих праздников в году - День Великой Победы. 76 лет отделяют нас от того майского дня, когда перестали грохотать пушки, когда наступил долгожданный и добытый невиданно дорогой ценой мир. Этот праздник со слезами на глазах - еще один повод вспомнить тех, кто сражался на передовой, а также тех, кто ковал Победу в тылу, отдавая все силы фронту.

Город-герой Мурманск... Это почетное звание граждане прифронтового города выстрадали под градом гитлеровских бомб, среди разрушенных зданий и поврежденных коммуникаций, в холоде и мраке полярной ночи, недоедая и недосыпая. Нелегко пришлось всем мурманчанам, и все-таки можно выделить тех, кому было особенно трудно и опасно - работников Мурманского морского торгового порта.

С началом военных действий начались и бомбардировки Мурманска, но их интенсивность была не очень высока. Немцы, очевидно, рассчитывали на быстрое взятие города, и разрушать его не стремились.

Ситуация резко изменилась с декабря 1941 года, когда в незамерзающий заполярный порт пришел первый караван с военными грузами от союзников - Великобритании и США. Именно причалы, портовая инфраструктура стали главной мишенью гитлеровских стервятников.

Нам, родившимся и выросшим в мирное время, очень сложно представить, что чувствовали жители Мурманска, когда над головой кружили вражеские бомбардировщики, рассыпая вокруг зажигалки и фугасы, сея огонь, разрушение и смерть.

Но, несмотря на это, портовики не прекращали работу и даже часто не покидали своих рабочих мест во время бомбежек, считая неразумным тратить драгоценное время на поход в убежище и обратно, тем более что в иные дни перерывов между налетами практически не было.

Стоит также напомнить, что в то время в порту практически не было механизации. Краны и другие механизмы эвакуировали - всерьез рассматривался вариант сдачи Мурманска, поскольку не было стопроцентной уверенности в способности его удержать.

Когда стало ясно, что порт жизненно важен для приема ленд-лизовских военных грузов, быстро вернуть все обратно никак не получалось. Об этом много писал в своих дневниках той поры руководитель Мурманской области Максим Старостин.

Это привело к тому, что разгрузка велась дедовским способом - руками грузчиков. Для тяжеловесов приспосабливали судовые грузовые стрелы, различные лебедки и тали, каждый раз смертельно рискуя не только потерять ценный груз, но и травмировать рабочих.

Кстати, и сами грузчики были в жутком дефиците. В Мурманске, как прифронтовом городе, был введен строгий пропускной режим. Мужчины были по большей части призваны в армию, семьи с детьми отправили в эвакуацию. Максим Старостин отмечал, что требовал рабочих для порта откуда только можно. Тем значимее настоящий трудовой героизм, проявленный заполярными портовиками, без задержек разгружавшими грузы для фронта и тыла. Недаром среди самых первых почетных граждан Мурманска, которым это звание присвоено в далеком 1974 году, Мария Ивановна Ваганова - лебедчица, пришедшая на работу в торговый порт незадолго до войны и проработавшая там 30 лет до самой пенсии.

Разгружая под бомбежками вражеской авиации жизненно важные грузы для обороны Советского Заполярья, она получила ранение. Героический труд Марии Вагановой отмечен орденом Ленина, медалью «За оборону Советского Заполярья».

Не прекращалась работа в порту и в самый страшный день в истории Мурманска - 18 июня 1942 года, когда значительная часть города перестала существовать в огненном смерче, вызванном массированным авианалетом. Тогда сильный ветер сыграл на руку врагу, сбросившему на деревянные кварталы бесчисленное множество зажигательных бомб.

Докеры хорошо видели, как горят их дома, но не покидали трудового поста, продолжая работу во что бы то ни стало. Отблески тех пожаров навсегда сохраняет сверкание Золотой Звезды города-героя на знамени Мурманска.

В память о подвиге работников порта на площади у морского вокзала в 1967 году воздвигнута строгая и величественная стела - памятник портовикам, погибшим в годы Великой Отечественной войны на трудовом посту. Монумент, возведенный по проекту архитектора А. Д. Антонова и скульптора Г. А. Глухих, не так давно включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России.

Город и порт - неразрывно связаны. Порт в Семеновской бухте появился на год раньше Мурманска и вместе с железной дорогой стал одним из родителей новорожденного города. Порт и город строились и росли вместе, плечом к плечу стояли в суровую военную годину, рука об руку восстанавливались и развивались после войны.

И сегодня связь города и порта самая что ни на есть тесная. Особого разговора заслуживает экологическая составляющая.

АО «Мурманский морской торговый порт», входящий в «Национальную транспортную компанию», тратит значительные суммы на обновление инфраструктуры предприятия и сокращение влияния на окружающую среду: водяные пушки, создающие защитный туман, пылеулавливающие экраны, очистка сточных вод. Показательно, что в канун майских праздников за достигнутые в 2020 году успехи в этой работе АО «Мурманский морской торговый порт» удостоено диплома в номинации «Морская стивидорная компания» конкурса Федерального агентства Морского и речного транспорта «Лидер отрасли» и признано Ассоциацией морских торговых портов России победителем в номинации «Лучшее экологическое предприятие».

В числе наиболее ярких достижений предприятия, отмеченных экспертами, стабильная работа в период пандемии, вызванной угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, и успешная реализация масштабной экологической программы.

Социально ответственный бизнес - эти слова напрямую можно отнести к АО «ММТП». Он не ограничивается исключительно производственной деятельностью и активно участвует в городской жизни.

Прежде всего стоит упомянуть программу реконструкции городских общественных пространств. В подарок Мурманску передано несколько реконструированных объектов: площадь перед памятником Анатолию Бредову, сквер Портовиков и сквер перед морским вокзалом, придомовые территории. Не видевшие ремонта более полувека, эти территории усилиями ММТП преобразились. Для их реконструкции портовики использовали самые современные технологии и материалы, досконально, как и всегда принято в АО «ММТП», прорабатывали проекты, внимательно прислушивались к пожеланиям горожан.

А еще к своему юбилею порт сделал городу самый необычный подарок - стрелы могучих портальных кранов расцвели радугой светодиодной подсветки. Оригинально, стильно и красиво! В полярную ночь эти переливающиеся огнями крановые стрелы спорят с северным сиянием и создают совершенно особенную атмосферу.

Помните, у известного барда Олега Митяева в замечательной песне о Мурманске есть такие строки: «Цапли кранов не скучают, корабли в порту встречают». Эти строки всегда вспоминаются при виде разноцветных крановых стрел, хлопотливо поворачивающихся в своей каждодневной рутинной работе по погрузке и выгрузке судов.

Жизнь в порту не замирает никогда. Круглые сутки старейшее и одно из крупнейших мурманских предприятий трудится в мерном спокойном ритме, словно в самом центре большого города бьется его огромное сердце, без которого здесь ничего не было бы. Пусть же никогда не будет сбоев у этого надежного мотора, пусть не скучают эти «цапли», пусть растет и развивается порт, а вместе с ним и наш родной Мурманск.

Дорогие друзья!

Поздравляю вас с 76-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне!

Это событие стало ключевым в истории человечества ХХ века, а с учетом своего значения и влияния на ход общемировой истории оно остается таковым и в наши дни. Именно поэтому с особым чувством уважения и гордости мы вспоминаем подвиг наших отцов и дедов, благодаря героизму и мужеству которых удалось победить чудовищную машину смерти, под колесами которой гибли миллионы людей.

Все годы Великой Отечественной войны мурманские портовики были на передовой линии этой битвы. Своим героическим трудом они обеспечивали поставку остро необходимых для фронта и тыла грузов, в огне бомбардировок сражались против захватчиков и ежечасно приближали долгожданную Победу.

Низкий поклон героям той войны! Сил и мужества - продолжателям дел поколения победителей. Успехов в созидании мирной, счастливой жизни и в сохранении памяти о Великой Победе русского солдата в мае 1945 года!

Генеральный директор АО «ММТП» А. Е. Рыкованов.

 

Управляющей компанией АО «Мурманский морской торговый порт» выступает АО «Национальная транспортная компания» (НТК), ключевыми партнерами которой являются СУЭК, «ЕвроХим» и СГК. В конце 2020 года транспортные активы СУЭК и «ЕвроХим», которые отмечают 20-летие в этом году, переданы в управление вновь созданной операторской компании - НТК. На предприятиях СУЭК, «ЕвроХим», СГК и НТК работают более 100 000 человек. Основной акционер Андрей Мельниченко.