С приходом лета все чаще в криминальных сводках появляется информация о гибели людей на воде. Рыбаки тонут на озерах, дайверы, погружаясь на глубину в море, любители рафтинга получают смертельные ранения на бурных реках. Причины, как правило, похожи. Вышли в море в шторм - перевернулись; не проверили оборудование - отказал акваланг; выпили перед экстремальным заплывом или рыбалкой лишнего - не смогли сориентироваться в опасной ситуации. Каждый такой случай тщательнейшим образом расследуют сотрудники следственного отдела на транспорте СКР. Причем цель их работы - не только узнать все детали, которые привели к гибели человека, но и выяснить, есть ли виновные в этой трагедии и как предотвратить новые случаи.

На глубине

Если ты садишься за руль машины или моторной лодки, у тебя должны быть права. А если надеваешь акваланг и ныряешь на глубину - никаких документов не надо. И в трубочку дышать, доказывая, что не пил, никто тебя не заставит. Пошел на риск - сам виноват.

Летом прошлого года у мыса Немецкий пропали двое дайверов - из Карелии и Санкт-Петербурга. Они просто не поднялись на поверхность, что с ними произошло на глубине, неизвестно. Их искали 40 дней, водолазы провели десятки погружений в самых разных местах, куда могло подводным течением отнести тела. От незнания стали появляться самые разные диковинные версии. Петрозаводский дайвер Дмитрий Хюнен многократно спускался на глубины, делился своими заключениями в социальных сетях:

«Ни в китов, ни в тюленей, ни в дельфинов-убийц я не верю - это абсурд, - писал Дмитрий. - В норвежских диверсантов и в побег за бугор - тоже. С моей точки зрения, здесь могли иметь место как в отдельности, так и вместе взятые следующие причины: место погружения не соответствовало уровню подготовки дайверов и частичный отказ оборудования, что могло привести к панике».

Следователи следственного отдела на транспорте, как только стало известно о пропаже двух человек, также приступили к поискам. Их версия: дайверы превысили время нахождения под водой и оказались без достаточного количества кислорода в баллонах.

- Под водой, учитывая давление, плохую видимость, интенсивность подъема с глубины, с организмом может произойти все что угодно, - рассказывает руководитель Мурманского следственного отдела на транспорте СКР Артем Кытин. - Человек может испытать кислородное голодание или, наоборот, при частом дыхании может произойти помутнение. Под водой любая опасность воспринимается сильнее, у человека начинается паника, инстинкты начинают преобладать над разумом, дайвер начинает с себя все снимать или цепляться за другого человека, за напарника.

Следователи реагируют на любой случай гибели человека для того, чтобы исключить даже малейшую возможность, что в смерти виновны не сами дайверы, а те, кто помогал им организовать эту поездку, вывез в море, снабдил аквалангами, взял на себя обязанность подстраховать с лодки. Так и в этом случае, обвинение было предъявлено представителю дайвинг-клуба, который организовал погружения.

Дайвинг в Баренцевом и Белом морях в последние годы развивается очень быстро. Любители глубин стремятся осуществить погружения за полярным кругом в ледяные воды, полюбоваться подводными красотами наших северных морей. За экстрим порой приходится платить собственной жизнью. Этой весной - 21 марта - в бухте Амбарная погружалась группа аквалангистов. Один мужчина в положенное время не всплыл на поверхность. На месте пропажи также работала следственная бригада.

- Скорее всего, дайвера охватила паника из-за поломки какой-то части акваланга, он засуетился и не смог вернуться к лодке. А вот в чем причина поломки или панического состояния - мы выясняем, - говорит Артем Кытин. - По факту оказания услуг, не соответствующих требованиям безопасности и повлекших за собой смерть человека, возбуждено уголовное дело. Но детали этого ЧП мы пока не раскрываем, чтобы не нарушить тайну следствия.

Лодка в бурном море

Еще чаще, чем дайверы, гибнут на воде рыбаки и любители морских прогулок. Одна из самых серьезных трагедий произошла в 2017 году в Кандалакшском заливе. К берегу не вернулась лодка, в которой находились четыре человека - три туриста из Питера, в том числе отец с несовершеннолетним сыном, и человек, который их сопровождал. Через несколько дней тела отца и его товарища нашли на берегу. Следователи возбудили уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее смерть двух или более лиц». Выяснили, что погибшие отправились в морской поход, не учтя погодной обстановки, попали в шторм. Им не помогли даже спасательные жилеты.

Тела мальчика и сопровождающего найти так и не удалось.

- Через полгода по решению суда их можно признать не пропавшими без вести, а умершими, - рассказывает Артем Кытин. - Суд обращается к нам, мы выдаем материалы расследования. Случается, что находим останки спустя годы и возвращаемся к этому делу. Мы до последнего вместе с родственниками не теряем надежды найти пропавших.

Еще одна трагедия случилась также на юге области в августе прошлого года. На Иовском водохранилище перевернулась лодка-казанка, в которой находились пятеро человек - двое мужчин, две женщины и пятилетний ребенок. Они тоже попали в шторм, и, по версии следствия, лодка перевернулась, люди оказались в воде и без спасательных жилетов.

Уголовное дело завели по статье «Причинение смерти по неосторожности двум или более лицам». Вот только кому отвечать, если все погибли?

Как и в случае с гибелью мужчины в октябре прошлого года вблизи Умбы. Вместе с 9-летним сыном он отправился на рыбалку. Спасательных жилетов опять-таки не было, лодка перевернулась. Удивительно, но ребенку удалось добраться до берега, а вот его отец утонул.

Берегись локомотива!

Много опасностей представляет и железная дорога. Печальная статистика гибели людей под колесами поездов, увы, пополняется каждый год.

- Недавно в Кандалакше ребенок выбежал на железнодорожные пути, выскочил из-за локомотива и попал под другой электровоз, идущий на скорости по соседней ветке, - рассказывает Артем Кытин. - А все произошло потому, что местные ребятишки играли на территории станции. Я каждый раз, когда веду беседы с несовершеннолетними, спрашиваю их: «Что вы там делали? Как вы не понимаете, что это опасно? Поезд не может так же быстро остановиться, как машина!»

Но раз за разом трагедии повторяются. То под поезд люди попадают, торопясь перебежать пути, то ребятишки в поисках приключений залезают на вагоны, цепляются за провода и погибают от сильнейшего удара электротоком.

- Кто за это должен отвечать? Если это закрытая территория, к примеру, локомотивного депо, ответственность за гибель людей несет руководство предприятия. А если полотно железной дороги, где кто-то перебегает пути перед идущим на скорости поездом? Вдоль всего пути ограждения не поставишь, хотя в населенных пунктах железнодорожные пути все же должны быть ограждены забором, - считает руководитель Мурманского следственного отдела на транспорте.

В настоящий момент следователи внимательно следят за тем, как обстоят дела в Коле, где после обрушения моста с пуском резервной ветки резко увеличилось число проходящих через центр поездов. Пока серьезных опасений нет: ограждения вдоль всего пути, проходящего в черте города, установлены, оборудованы переходы со светофорами. Остается надеяться на благоразумие и осторожность самих пешеходов.