Мы привыкли видеть иконы в храмах. Однако сейчас у северян есть возможность посмотреть на лики святых в зале музея - в Культурно-выставочном центре Русского музея открылась выставка берестяных икон. Свои работы в экспозиции «Святые праведные воины» представила мастер из Владимира Ольга Кирина.

Предмет священный

Иконы, созданные ею, северяне могут видеть не в первый раз: член гильдии иконописцев Московской палаты ремесел приезжала со своими произведениями в Кольское Заполярье уже дважды. Сейчас - третья поездка, и в ней Мурманск стал не первым городом. До этого иконы вместе с автором побывали в Североморске, Апатитах, Кандалакше и Варзуге. И везде Ольга Кирина оставила свои творения: во флотской столице подарила духовно-просветительскому центру «Радость» икону Божией матери Иерусалимской, храму Кандалакши оставила на память о себе иконы с ликами царской семьи и Скорбящей о младенцах, во чреве убиенных, а собрание храма Апатитов пополнилось «Неувядаемым цветом».

- Открытие выставки берестяных икон «Святые праведные воины» является продолжением успешного сотрудничества культурных учреждений региона и Мурманской и Мончегорской митрополии, - сказала на открытии выставки главный хранитель музейных предметов областного художественного музея Ольга Кузьминых. - Работы Ольги Кириной находятся в музеях России, Франции, Германии, Бельгии, Японии. В 2000 году, получив благословение церкви, она вплотную занялась берестой, разработав свой уникальный стиль изготовления икон. Мастер руководствуется единым принципом: «Икона - есть предмет священный». Ее работы изящны, украшены драгоценными и полудрагоценными камнями, перламутром, тончайшими узорами.

- Не так давно, 24 мая, региональное министерство культуры и митрополия подписали соглашение о сотрудничестве. И вот спустя совсем немного времени мы можем посетить такую уникальную выставку, - взял слово главный специалист областного минкульта Никита Большаков. - Создание выставки - это огромный труд большого количества людей, но главным здесь все-таки остается автор.

На торжественную церемонию открытия пришел митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан. Он внимательно осмотрел экспонаты и поблагодарил автора:

- Рад, что в стольном граде появилась эта выставка. Она прошла по многим городам и весям, даже самым дальним, таким как Варзуга. Иконопись - это направление искусства, особо близкое нам, священнослужителям. Рады, что традиция, без которой не мыслится русский народ, остается живой. При этом мастера не останавливаются на древних образцах. Иконы, написанные Ольгой Кириной, - это новое слово в иконописи. Ведь что может быть более русским, чем береза, береста? Так же, как икона, колокольный звон... В этих работах мы видим еще и удивительное мастерство художника, работу с материалом. Тот же перламутр, который использует Ольга, очень подходит, ведь он будто сам внутри себя имеет свет. А задача иконы какая? Именно показать свет.

В соавторах - природа

Для первых посетителей выставки художница решила провести небольшую экскурсию. Ольга Кирина рассказала об основных принципах своего мастерства и поделилась, где берет материал.

- Я не мастер слова, а мастер дела. Поэтому все узнаете в процессе знакомства с моим творчеством, - сказала автор. - Техника, в которой я работаю, называется рельефно-прорезная резьба. Она помогает создать объем и витиеватость элементов. Все делается вручную, стамеской, пробойниками и другими инструментами. Собираем бересту, приносим домой, кладем под гнет дня на три-четыре, и потом уже можно приступать. Листы пробиваем, проклеиваем слоями друг на друга. Чем-то похоже на технику папье-маше. На части икон вы видите перламутр. Он приходит к нам листами из Малайзии и бывает разных цветов. Перламутр клеим на основу, пишем образ темперой, покрываем несколько раз лаком, а затем полируем. Ни один кусочек не пропадает: остатки используем для создания вставок, листочков. Получается очень похоже на лаковые миниатюры, знакомые всем по палехским или мстёрским шкатулкам... Вкратце техника заключается именно в этом.

Создание берестяных икон - коллективный труд. Ольга Кирина занимается берестой, лики святых рисует художник, а оклады делает супруг мастера.

Хочется заметить, что ни одно дерево в процессе творчества не пострадало. Иконописцы не рубят березы, а используют материал, оставшийся на вырубках после валки леса, - береста там не нужна, вот ее и собирают те, кто занимается поделками. Хотя бывает, как призналась Ольга Кирина, приходится и в болото залезть за подходящей веткой - у каждого листа бересты свой рисунок, свой цвет. Например, если она росла на южной стороне, то и тон более светлый. Всего же гамма бересты насчитывает около трехсот оттенков, от темно-коричневого до белого.

- Природа сама все создает, нам остается только подобрать нужный оттенок, - пояснила автор. - Краски в иконописи по бересте используется немного - для росписи одежды святых и для написания ликов. Все это многообразие северяне смогут увидеть на выставке.

Мастер иконописи из Владимира представила более 30 образов святых воинов. Среди сонма небесных покровителей - святитель Николай Чудотворец, преподобный Сергий Радонежский, князь Дмитрий Донской, праведный Феодор Ушаков, святитель Лука Крымский и другие. Есть лики Пресвятой Богородицы и Спасителя. Среди экспонатов посетители увидят несколько икон с изображением Александра Невского. И это не случайно: по всей стране с начала мая проводятся мероприятия в честь 800-летия со дня рождения этого великого князя и святого православной церкви. К Мурманской области он имеет непосредственное отношение: Александр Невский приходил в наши края со знаменитым полярным походом, в результате чего присоединил северные земли к Новгородской Руси.

Экспозиция «Святые праведные воины» работает в Культурно-выставочном центре Русского музея на улице С. Перовской до 20 июня.