Скоро Мурманск отметит 105 лет со дня основания. Сегодня мы публикуем фрагмент статьи замечательного кольского краеведа Ивана Федоровича Ушакова «На переломе». Она - о нашем крае перед Первой мировой войной, в том числе о рождении его главного города. Это исследование было опубликовано в «Мурманском вестнике» в 1997 году, но в трехтомник «Избранные произведения» автора, увидевший свет в то же время, войти не успело, а потому осталось малоизвестным широкому кругу читателей.

К лету 1916 года усилиями тысяч строителей на Кольском полуострове были достигнуты вполне ощутимые успехи. 23 апреля министр путей сообщения доложил царю о завершении прокладки рельсового пути от Колы до Кандалакши. «Несмотря на крайне тяжелые и неблагоприятные условия труда, - писал он, - вся эта колоссальная по размерам и протяжению (262 версты) работа произведена в 11 с половиной месяцев… Из Мурмана отправлены первые поезда…» Возле конечной станции близ Мурманского порта возник многолюдный поселок.

29 июня А. Ф. Трепов просил Николая II «преобразовать железнодорожный поселок у станции Мурман в городское поселение».

Царедворцы, льстя Николаю II, предложили назвать будущий город по фамилии «венценосного монарха, прорубившего на Севере окно в Европу», РОМАНОВ, но так как в России уже был один такой город (ныне - Тутаев), придумали выразительное дополнение: НА МУРМАНЕ. 6 июля 1916 года последовала положительная высочайшая резолюция. В официальных документах появилось название «Порт Романов».

15 августа вышло «Положение о Попечительстве по устройству поселка «Романов-на-Мурмане». Попечителем был назначен временно управлявший Министерство Императорского Двора граф М. Е. Нирод - один из приближенных Николая II.

На попечителя возлагались надзор и руководство всеми делами по сооружению и снабжению города топливом, продовольствием, строительными материалами, сношение с ведомствами, проводившими работы на Мурмане.

9 сентября 1916 года Совет министров утвердил Положение (закон) об управлении городом. Создавалось «Мурманское присутствие по портовым делам», в которое входили представители «из местных жителей» - по одному от Романова, Александровска и Колы «по выбору жителей этих городов».

Инженер Б. В. Сабанин вычертил план застройки города Романова. Согласно проекту город должен был размещаться на второй террасе (выше припортовых строений) между Варничным ручьем и Семеновским озером. На этом пространстве намечалось предварительно, до возведения зданий, проложить дороги, вымостить улицы, подвести водопровод и электричество, после чего начать раздачу участков поселенцам.

В беседе с журналистами попечитель Нирод заявил, что правительство намерено соорудить на Мурмане город «в соответствии с последним словом западноевропейского городского строительства» и что «каждый романовский житель с самого начала уже будет пользоваться всеми благами культуры», вследствие чего переселение сюда станет заманчивым даже для людей, привыкших к жизни в больших городах.

Создатели Романова явно хотели прославить имя правящего царя. Центральная магистраль на плане города называлась Николаевским проспектом, три другие проспекта и две улицы назывались по именам членов императорской фамилии. Главный храм будущего города должен был носить имя святителя Николая.

Кольское лесничество отмежевало городу Романову 2 тысячи десятин казенной земли. Поступило 9 заявок на отвод участков под строительство домов: от александровского мещанина Григория Сканке, рыбопромышленника Карла Спаде, крупного торговца Якова Беляевского, предпринимателя Ксения Бродкорба и других.

В Семенове открыли лавки местные торговки Агния Бурых, Агриппина Васюнина, Ульяна Лопатина, Агафья Корехова (продавали преимущественно печеный хлеб и другие съестные припасы). Купец Петр Сергеевич Скрябин приступил к строительству кинематографа и завел буфет при станции Мурман с продажей горячей пищи.

Торжественное открытие города Романова-на-Мурмане состоялось 21 сентября (по новому стилю - 4 октября) 1916 года. На церемонию основания города прибыли представители высшей власти: министр путей сообщения статс-секретарь А. Ф. Трепов, морской министр адмирал И. К. Григорович, архангельский губернатор С. Д. Бибиков, некоторые члены Государственного совета и Государственной думы, а также руководители ведомств и строительных управлений, духовенство, чиновники. Присутствовали специально собранные жители Колы и Дровяного, рабочие и служащие вновь возникших поселков. Епископ Архангельский и Холмогорский Нафанаил совершил обряд закладки храма в центре будущего города (в 2003 году на этом месте был установлен памятный крест. - Прим. ред.), обратился с речью к собравшимся, в которой сказал, что происходит великое событие - рождается город, на Севере «возникает новый светильник веры и благодати». Министры положили кирпичи в основание алтаря, епископ окропил место храма святой водой, в углубление заложили металлическую пластину с выгравированным текстом о дате закладки храма и с указанием имен присутствовавших при этом высокопоставленных лиц (ныне хранится в областном краеведческом музее). В заключение министр Трепов поблагодарил строителей за их труд. Инженерам и руководителям работ были вручены медали.

При закладке храма города как такового еще не существовало. «В натуре» была проложена лишь одна улица - от пристанционного поселка до Варничного ручья. В припортовой зоне размещались наспех построенные бараки, в которых жили грузчики, военнослужащие, строители, чиновники - большей частью люди несемейные.

В октябре 1916 года Министерство путей сообщения «для уменьшения жилищной нужды» заказало в Англии переносные дома, в которых могли разместиться 1500 рабочих и 100 служащих, и перевело англичанам за эти дома 20 тысяч фунтов стерлингов.

Город Романов создавался не только на военное время ради получения поставок от союзников. В официальной записке, приложенной к «Смете строительства на 1917 год», указывалось, что правительство ставит «задачу - пробудить к жизни спящий край, помочь его колонизации и способствовать созданию в нем культурных условий существования и развития промышленности».