Когда семья уязвима

Политика и экономика. Казалось бы, какое дело до этих сфер жизни обычным людям? Пусть те, кто имеет к этому призвание, соответствующее образование, действуют там, наверху. А простому человеку что надо? Здоровье, дом, семья, да чтобы у родных и близких все было хорошо. Но в дни крутых перемен, во время политических и экономических кризисов в первую очередь зачастую страдает семья. Стрессы, нервные срывы родителей приводят к проблемам социальной адаптации их отпрысков.

Вот потому 10 лет назад Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, предложил открыть телефон доверия. О том, как он работает, «Мурманскому вестнику» рассказала специалист областного Центра социальной помощи семье и детям Светлана Белова.

Телефон доверия оказался очень востребованным. Популярность его растет из года в год. Так, в 2019-м поступило 5700 обращений. Два года назад было около 4 тысяч. Такая служба действует в Мурманске круглосуточно, без выходных и праздников, звонки принимают со всего региона. В Мончегорске и Полярных Зорях получить консультацию можно в рабочее время.

И если поначалу туда чаще обращались дети, а звонки от родителей составляли где-то 3-4 процента, то сейчас их активность увеличилась до 10 процентов. Бывает, взрослые консультируются по своим личным вопросам. Как правило, это люди, попавшие в трудную ситуацию и не знающие, как из нее выйти. Здесь разговаривают со всеми и помогают всем.

Понять и простить

Проблемы, которые волнуют и ребят, и взрослых те же, что и 10 лет назад. В основном это отношения родителей и детей. Например: «Я не хочу ходить в музыкальную школу, я ее ненавижу. Маме боюсь об этом сказать, она не поймет. Как до нее достучаться?»

Что предлагает консультант? Он предлагает поиграть:

- Представь, что я - мама, а ты мне расскажешь про свое отношение к музыкальной школе.

Сбиваясь, подбирая слова, приводя аргументы, ребенок пытается высказаться. Постепенно, с тактичной подачи психолога вызревает решение: надо все рассказать маме, да и слова уже найдены.

Или жалуется мама на дочку, мол, грубит, хамит. В результате ежедневные ссоры.

- А какими вы были в подростковом возрасте? - предлагает вспомнить консультант. И мама с удивлением вспоминает, что она тоже грубила и хамила.

Не обижаться надо на подростка, не ссориться с ним, а понять его нынешнее физиологическое состояние и найти правильный подход к тинэйджеру.

На втором месте - школьные проблемы, отношения со сверстниками, с учителями, а также маленькие личные трагедии.

Умер кролик. Для ребенка это шок. Он впервые так близко столкнулся со смертью. Может, только сейчас он ясно представил, что когда-нибудь все умрут - и он сам, и папа с мамой. Родители же машут рукой, дескать, не горюй, нового купим.

Наверно, не такие уж жестокосердные папа с мамой. Просто, видя смятение своего чада, неуклюже пытаются его подбодрить. А ведь это как раз повод поговорить о настоящем и будущем, вместе погоревать о кролике и жить дальше.

- Родители тебя любят, они о тебе беспокоятся, поэтому и ругаются, когда ты поздно приходишь, не звонишь, не предупреждаешь, что задержишься. Они просто очень волнуются, - объясняет причины нервозности взрослых очередному подростку консультант. - Пойми ты их.

- Воспитывать - это не читать нотации, не кричать на ребенка, а уважать его вместе со всеми его проблемами, доверять ему, - это уже разговор с родителями.

Но опять-таки не назидательный разговор, а рекомендация, подсказанная исподволь и аккуратно. Позвонившему кажется, будто он сам пришел к такому выводу.

Понять друг друга и простить. Вот основная мысль, которую психолог старается внедрить в сознание тех, кто хочет наладить отношения со своими близкими. И когда слова консультанта достигают цели, человек на том конце провода говорит: «Да, теперь мне все понятно, я знаю, как действовать дальше».

Ремнем по попе: жаловаться или терпеть?

Есть такой анекдот. Мальчик советуется с психологом, как быть. Папа ремнем бьет за двойки. Жаловаться на него в полицию или терпеть?

- А ты двойки исправить не пробовал? - спрашивает психолог.

На телефон доверия звонят и в случаях жестокого обращения в семье. Информация проверяется, передается в соответствующие инстанции, но только с согласия позвонившего, когда он готов предоставить сведения о себе. Например, соседи сообщают о неблагополучии в квартире рядом. Там, мол, частые драки, а у них маленький ребенок.

- Вы готовы представиться, назвать домашний адрес, чтобы передать эти данные в полицию? - интересуется консультант.

- Нет, не готовы, - бывает и такой ответ.

Зачастую боятся вынести сор из избы и дети, которые жалуются на жестокое обращение. Тогда консультант ищет другие пути выхода из создавшегося положения, пытается понять, что происходит на самом деле. Ведь и простой шлепок по заднему месту наши поднаторевшие в защите своих прав ребятишки могут классифицировать, как жестокое обращение. Бывали ли такие ситуации и как психологи реагируют, спросила я у Светланы Беловой.

- За 10 лет работы наши опытные консультанты такие случаи распознают довольно легко, - объяснила моя собеседница. - Но надо обязательно побеседовать с ребенком. Следует разобрать ситуацию, дать позвонившему выговориться. И попросить его позвонить еще, если все будет гораздо хуже. Бывает, что обратившийся просит помощи и готов сообщить адрес, когда больше нет сил терпеть боль и унижение. Тогда эти сведения доводятся до органов опеки, полиции.

Некоторые дети, да и взрослые, набирают номер телефона доверия еще и еще. Не потому, что им становится хуже. Из-за жестокого обращения в семье звонков, в общем-то, немного. Звонят, чтобы поблагодарить, поделиться радостью, сообщить о том, что взаимопонимание достигнуто, советы психолога помогли. Или у кого-то из прежних абонентов появились новые проблемы, и они снова рассчитывают на помощь. Есть даже постоянные клиенты, которые убедились в пользе такого общения и прибегают к нему в трудных случаях.

В заключение нашего разговора Светлана Белова еще раз перечислила основные принципы работы телефона доверия. Позвонить можно круглосуточно и по будням, и в выходные дни. Обратившемуся гарантирована анонимность: номер не высвечивается, имя называть необязательно, разговор не записывается. Фиксируется лишь сам факт звонка для статистики. Строго соблюдается конфиденциальность, тайна сообщения.

Позвонить по номеру 8-800-2000-122 можно как с мобильного, так и городского телефона, причем бесплатно.