В центре внимания участников встречи, состоявшейся в региональном министерстве экономического развития с представителями торговых ритейлов, которые работают на нашем рынке, были права потребителей. Участники - представители управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, центра независимой экспертизы «Мурмантест», регионального отделения Общероссийского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей в нашей области, а также крупнейших торговых предприятий.

Индикатор экономического климата
Как отметила, открывая заседание, первый заместитель министра экономического развития региона Алла Шпак, сфера торговли для нашей области - отрасль достаточно важная. Кроме главной своей роли - удовлетворения потребностей населения во всем необходимом для жизни - она и обеспечивает высокую степень занятости, и пополняет бюджет. В этой отрасли занято около 25 тысяч человек - 15 процентов от экономически активной части населения. Кроме того, около 10 процентов налоговых доходов в консолидированном бюджете формирует именно торговля. Приблизительно такова и ее доля в региональном валовом продукте.
А еще эта сфера - достаточно точный индикатор экономического климата. Падение потребительского спроса - предвестник любого кризиса в любой стране. И это уже неоднократно подтверждалось. Например, ситуация в стране 2014 года, спровоцированная внешними факторами, соответственно, стала причиной существенного снижения потребительского спроса. В 2015-м это было уже четко видно. Но принятые меры позволили стабилизировать ситуацию, и сегодня потребительский спрос уже находится в зоне положительных значений.
Потребитель для торговли - главный ее двигатель. К тому же сегодня он считает себя и достаточно грамотным специалистом в этой сфере, поскольку именно с ней человек сталкивается ежедневно. Большое внимание торговле уделяют и власти всех уровней, и правоохранительные органы, и общественные организации. В апреле 2018 года на заседании президиума Госсовета под председательством президента страны обсуждалась эта тема, и субъектам Федерации были даны соответствующие поручения.
Как отметила замминистра, в соответствии с ними и у нас создан совет по защите прав потребителей при губернаторе. Действует также региональная программа, рассчитанная на два года. С одной стороны, она направлена на повышение грамотности потребителя, с другой - на формирование социальной ответственности торговли. Минэкономразвития активно сотрудничает с Роспотребнадзором, получает от него оперативную информацию, которая дает достаточно четкое представление о том, что волнует потребителей.
Обращений меньше, но...
Руководитель управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области Лена Лукичева проинформировала участников встречи, что по сфере розничной торговли за 9 месяцев этого года зафиксировано около 250 обращений. Анализ, проведенный с 2015 года по нынешний, показал, что таковых ежегодно около 800. Но их уменьшение не свидетельствует о столь заметном улучшении ситуации. Причина в том, что изменился сам порядок обращений. Теперь для подачи жалобы или замечания через электронную базу человек должен авторизоваться и идентифицироваться. И еще, если потребитель не удовлетворен качеством продукта, он обязан вначале обратиться непосредственно к субъекту деятельности. И только, если проблема не решена на месте, - в надзорный орган.
При этом Лена Лукичева констатировала, что более 60 процентов претензий подтвердились. По каждому случаю приняты меры административного реагирования. Чаще всего речь шла о просроченной продукции, несоответствии требованиям безопасности, качестве:
- Часть продукции реализовывалась без документов, подтверждающих ее качество и безопасность. Порой невозможно было установить изготовителя. Встречались также нарушения условий хранения. Составлено около 400 протоколов о санитарных нарушениях. Во всех случаях применялись штрафные санкции, в отдельных накладывался арест на продукцию.
Представитель Роспотребнадзора напомнила, что три года надзорные мероприятия в отношении малого предпринимательства вообще не проводились, поскольку были объявлены надзорные каникулы для малого бизнеса, и только в этом году сетевые магазины впервые включены в план работы. Поскольку там большие обороты продукции, то и риски соответствующие. Генеральная прокуратура согласовала планы проверок. Проверен 81 объект, выявлено 83 нарушения.
Обращения граждан, как правило, не безосновательны. Так что каникулы, с одной стороны, дали бизнесу возможность вести свою деятельность без внешнего контроля, а с другой - показали, что пока предприниматели не слишком ответственны.
Все под контролем
Начальник управления прогнозирования и анализа развития муниципальных образований, социальной сферы и потребительского рынка профильного министерства Наталья Иванова перед заседанием отметила, что потребитель год от года становится все более грамотным. Он знает свои права. И это, конечно, хорошо.
- Кроме того, и мы все более активно информируем потребителя. Через сайт министерства знакомим с законодательством в сфере потребительского рынка. К сожалению, есть такие факты, когда учреждения торговли своевременно не реагируют на замечания. А они бывают разные: порой информация о товаре на ценниках не соответствует действительности, а то и сам товар ненадлежащего качества. Иногда граждане испытывают трудности с его обменом или возвратом. Нередко случается, что покупатель не получает полностью сдачу. На первый взгляд, 2-3 копейки, а то и мелочь в пределах рубля - сумма незначительная. Но человек платит свои деньги и привык их считать. Подобное является административным нарушением. Но все же самое главное - это качество товара. Активно помогают общественники, которые в рейдах выявляют такие нарушения, и вынуждают торговлю на них реагировать...
Судя по выступлению председателя регионального отделения Общероссийского общественного движения в защиту прав потребителя на Кольском полуострове Дениса Лашина, нынешние народные контролеры доставляют торговле немало сложностей.
Регулярные рейды, в том числе и с представителями СМИ, вынуждают исправлять нарушения. Он отметил, что значительная часть работы отводится мониторингу реализации продукции в точках продаж федеральных торговых сетей.
- Мы хотели бы обратить внимание представителей торговых сетей на ряд, с нашей точки зрения, проблемных моментов, с которыми мы сталкиваемся в рейдах в большинстве магазинов, - отметил общественник. - Во-первых, неукомплектованность штата сотрудников. Она может достигать 70 процентов от установленных норм штатного расписания. В некоторых магазинах один сотрудник должен быть за кассой, выставлять и проверять товар, следить за безопасностью и убирать помещение. На наш взгляд, такая экономия на сотрудниках не может не влиять на качество обслуживания. Работник, чья смена по рабочему времени может достигать 12 часов, не способен физически за всем уследить. Наличие просроченного товара на полках магазинов, плохое состояние торговых площадей, недосдача и грубость кассиров, а также нарушение пожарной безопасности и даже случаи воровства нередко связаны с этой проблемой.
Для того чтобы компенсировать подобные потери, руководство магазинов с высокой долей вероятности может осознанно реализовывать просроченный товар и недодавать сдачу.
В ряде случаев фиксировалось отсутствие должного количества средств пожаротушения, табличек на запасных выходах или их двери, закрытые на ключ. Причем где этот ключ, зачастую нелегко узнать...
Безусловно, для представителей торговли услышанное не было откровением. Тем не менее еще раз напомнило о той самой социальной ответственности...