Секретами успешного бизнеса поделились с жителями Печенгского района предприниматели из разных регионов России. В течение четырех недель по средам проходили онлайн-встречи, организованные при поддержке конкурса беспроцентных займов компании «Норникель».

Альтернатива для поселка

Предыстория проекта такова: осенью прошлого года было объявлено о планируемом закрытии технологически устаревшего плавильного цеха в Никеле. Помимо масштабной программы по поддержке сотрудников возникла потребность в альтернативных путях развития самого поселка. Так была создана новая стратегия социально-экономического развития территории, одним из звеньев которой стал конкурс беспроцентных займов.

Его оператором выступает АНО «Центр социальных проектов Печенгского района «Вторая школа». Организатором - ПАО «ГМК «Норильский никель». Если бизнес-идея будет соответствовать критериям конкурса и жюри посчитает, что она перспективна и жизнеспособна, компания «Норникель» выделит на ее развитие до 30 миллионов рублей.

- Это замечательная возможность получить заемные средства для создания и развития своего дела, - поделился директор «Второй школы» Андрей Фоменко. - Однако отличительная особенность нашего района в том, что большого опыта, как заниматься бизнесом, здесь нет.

Чтобы восполнить пробел, была организована серия из четырех онлайн-встреч «Деловая среда». На последней речь шла о маркетинге. Секретами того, как малому бизнесу заявить о себе, поделился с участниками практикующий маркетолог Николай Смирнов.

А вот первые три встречи были посвящены последовательно торговле, туризму и экологии. На них пригласили успешных бизнесменов, которые помогли понять, как сделать прибыльный проект. Выбор сфер деятельности не случаен: для победы в конкурсе бизнес должен соответствовать одному из трех названных направлений.

Кофе, кофе, больше кофе

- Беспроцентные кредиты? Дайте два! - сделал акцент на главную фишку конкурса «Норникеля» Николай Готко, один из учредителей пяти уютных кофеен и винного бара в Петербурге.

В 2002 году он приехал в Северную столицу из Анапы. Жизнь сложилась так, что начал работать бариста в сетевой кофейне. Попутно окончив два вуза, задержался там на десять лет. Прошел все ступеньки карьерной лестницы до главного технолога компании. В 2012 году решил вместе с приятелем открыть собственную кофейню. И то сказать: о кофе к тому времени Николай знал всё!

Елена Бриненко руководит в Калуге имидж-студией «Краски времени». В индустрии красоты она с 1994 года. Никель, конечно, не Калуга - поселок маленький. Но, по мнению Елены, вести бизнес можно везде, где есть люди.

- Сначала задумайтесь, нравится ли вам делать их красивыми, - посоветовала она тем северянам, кто захочет пойти по ее стопам. - Это базовый вопрос, который человек, желающий открыть салон красоты, должен себе задать. Если да, то есть смысл идти дальше. Начать можно даже не с салона, а с небольшой студии. Сейчас, в условиях пандемии, один из главных вопросов - безопасность: маски, перчатки, дезинфекция. Именно слово «безопасность» можно сделать своим слоганом. А еще людям после изоляции очень хочется приятного общения в каком-нибудь уютном месте…

Максим Горнаев - владелец франшизы гастрономического пространства «Сырный сомелье» в Мурманске. Приехать в маленький город или поселок и увидеть там знакомую столичную вывеску, уверен он, всегда хорошо. В этом и состоит обаяние франшизы. Начать именно с нее, по мнению Максима, проще. На начальном этапе вы получите определенный набор инструментов. Но франшиза не панацея. Вам должен быть интересен этот бизнес.

Елена Экку - соосновательница крупнейшей в Петербурге сети магазинов настольных игр «GaGa Games».

- Десять лет назад эта идея была весьма необычна, - призналась она. - Друг подарил нам с мужем настольную игру. Тогда в России в них почти никто не играл. А нам показалось, что это очень хорошее развлечение. Все, что мы делали, было преодолением. Но мы выжили, начав с собственных небольших сбережений. Достать денег на начальном этапе - это, кстати, огромная проблема. Поэтому, когда я услышала о конкурсе беспроцентных займов, мне сразу захотелось приехать к вам.

Заработать на впечатлениях

- В Печенгском районе туризм пока на начальном этапе. Хотя сам район у нас уникален. Хотя бы даже тем, что граничит с двумя государствами - Норвегией и Финляндией, - задал тему второй встречи заместитель директора Центра социальных проектов «Вторая школа» Владимир Чижов.

- Если вы хотите зарабатывать на впечатлениях, нужно помнить о нескольких вещах. И первое требование - быть простыми и понятными, - начал разговор с участниками встречи глава контентного направления портала kudago.com Илья Кокоуров.

Все в России, продолжил Илья, уже давно ждут ренессанса регионального туризма. И сейчас, похоже, час настал. Пандемия, конечно, помогла, почти наглухо закрыв границы. Но, если честно, в Турцию россияне и так давно уже накатались.

Людей сейчас привлекает событийный туризм (те самые фестивали, конкурсы, концерты). Еще одно направление, которое весьма активно развивается, - экотуризм. Путешествие для многих - это приключения. И забитые народом жаркие пляжи таковыми не являются.

Модная тенденция - новые, необычные места. И тут Кольский полуостров просто сундук с подарками. Придумывать ничего не надо, подчеркнул Илья. Главное - вспомнить то, на чем можно построить свою идентичность. Например, для жителей Мурманской области северное сияние обычно, а для обитателей более южных регионов - экзотика.

О туризме будущего рассказала основатель проекта «Альтуризм» Екатерина Затуливетер. Проект стартовал в 2014 году. До этого, призналась Екатерина, туризмом она заниматься не хотела. А особенно не любила путешествовать по России за пределами больших городов. Запущенность отечественных деревень вгоняла девушку в депрессию.

И тут Екатерина узнала о социальном предпринимательстве. Для себя она сформулировала это так: можно зарабатывать деньги, решая проблемы, которые волнуют лично тебя. Разруха, она в головах, прочувствовала Затуливетер всю справедливость знаменитой фразы. Селяне просто опустили руки. Но как изменить их иждивенческое сознание? Для этого Екатерина решила объединить общим делом две группы людей: жалующихся на свою судьбу и тех, кто сами решают, как они хотят жить.

Для реализации такой идеи больше всего подходила туристическая бизнес-модель. Нытиков хватало в глубинке. Активные люди сосредоточились в крупных городах. Значит, нужно отвезти их в деревню. А это уже туризм.

Местные жители формулируют проблему, которую хотят решить, да вот руки никак не доходят. Горожане приезжают и помогают им сделать конкретные шаги. Для многих подобная возможность изменить маленький уголок мира к лучшему, сразу увидев конкретный результат, гораздо интереснее, чем поездка на курорт.

В дружбе с природой

- Сегодня люди вкладывают энергию и средства в те проекты, где есть мощная экологическая составляющая. Скоро без этого просто невозможно будет работать, - уверена участница третьей встречи Наталья Галечьян.

Наталья - генеральный директор проекта «Благотворительные магазины «Спасибо!» Он действует в Петербурге уже десять лет. И очень активно развивается.

В проходных местах, торговых центрах, например, стоят контейнеры, где можно оставить ненужную одежду. После сортировки 60 процентов вещей сразу передается на благотворительность. Остальные идут на обработку для дальнейшей продажи.

- Мы зарабатываем на том, что люди без нас просто выбросили бы, - уточнила Наталья Галечьян. - Спасаем в месяц более ста тонн одежды!

Благодаря этому решается сразу несколько социальных проблем: люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, получают бесплатно вещи, обеспечена занятость 70 сотрудников компании, в числе которых есть инвалиды.

У предпринимателя из Норильска Екатерины Галайды схожий бизнес - благотворительный магазин «ShandyCandy». Екатерина работала в благотворительном фонде, куда каждый день приходили люди и приносили разные вещи. Так и возникла идея магазина. Год назад Галайда приняла участие в инвест-сессии «Школы социального предпринимательства», организованной «Норникелем» в Красноярском крае, и получила поддержку компании.

Экологичность бизнеса, уверена руководитель проекта «ЭкоОфис» из Екатеринбурга Ирина Гесс, - сегодня не только тренд на рынке, но и преимущество перед остальными, прямая выгода. Скажем, улучшая производственные процессы, мы тем самым сокращаем потребление материалов или энергии. А переходя к более глубокой переработке сырья, уменьшаем вредные выбросы.

* * *

Торговля, туризм, экология... Самое главное, наверное, не сфера приложения сил, а желание заниматься тем делом, которое тебе по душе. А энтузиазма участникам прошедших сред не занимать. Хочется верить, что они сумели зажечь огонек предпринимательства в сердцах тех, кто их слушал. Специально для них напоминание: в конкурсе еще можно успеть поучаствовать. Прием заявок закончится 15 сентября. Зарегистрировать личный кабинет можно на сайте nnstartup.ru.