Октябрь, второй месяц осени. Он же второй месяц обучения в школе или посещения детского сада, куда юные россияне тоже пошли 1 сентября. Правда, в случае с совсем маленькими посещение яслей - всегда на усмотрение родителей. Кто-то, хоть и держит место, оплачивая детсад, не спешит приводить туда ребенка. Кто-то приводит лишь на несколько часов, хотя, казалось бы, можно и дать ему провести в садике побольше времени. Чужая семья - потемки...

Но если взять отдельного юного северянина, например, почти двухлетку Савелия Борисова, то за последние полтора месяца, которые он посещает детский сад, прогресс налицо. Мальчик уверенней себя чувствует в коллективе. Активно садится на горшок. Во время дневного сна уже почти обходится без памперсов. И дал маме возможность вернуться на работу, что стало серьезным финансовым подспорьем для семьи. А его папа-журналист постарался узнать, зачем малышам нужен психолог и сколько раз они должны садиться за стол.

Долгие проводы - лишние слезы

Психологическая помощь малышу, который только открыл для себя детский сад, - неотъемлемая часть общего процесса дошкольного образования. Любимые игрушки и утренние мультики на кровати, покрытой пушистым одеялком, остались в прошлом, а если быть точнее - на выходные дни. Теперь каждое утро ты надеваешь свитерок и комбинезон, берешь папу или маму за руку и сквозь холодный пронизывающий ветер или мелко капающий противный дождь идешь в какой-то дом под названием «детский сад». А там ты никого не знаешь…

Кто эти тети? Почему ребята не спешат поделиться с тобой игрушками? Зачем сейчас идти на горшок? И где, собственно говоря, родители? Почему не спешат на мой рев обнять и поцеловать меня? Для того чтобы преодолеть такие барьеры и помочь ребенку полюбить детский сад, в каждом таком учреждении и работают психологи.

Как говорят специалисты, на адаптацию в «казенном доме», как правило, уходит примерно две недели. И на этот период выдержка необходима не только крохе, но и его родителям. Ведь многие из них настолько переживают за ребенка, что просто не готовы оставить его без своей ежеминутной опеки.

- Тяжело бывает, когда родители не приняли для самих себя окончательное решение - что их семье действительно необходим детский сад. Бывает, подходят к этому так: «Мы попробуем, но у нас есть бабушка, и, если ничего не выйдет, ребенок будет оставаться с нею». Но проблема в том, что дети считывают эти метания родителей, ищущих вроде как оптимальный вариант. Они все чувствуют, - утверждает педагог-психолог Наталья Лехкун.

Да, в первые дни посещения детского садика выдержка очень нужна. Утренний плач, а скорее, даже рев - типичное явление. Кроха настороженно заходит в комнату, с помощью родителя переодевается, и по мере приближения к ясельной группе, где собрались такие же испуганные малыши, уголки его губ сами по себе опускаются вниз, а на глазах появляются слезы. Еще мгновение, последняя попытка удержать за палец взрослого - и бац - плач взахлеб.

- Это нормально для их возраста, - объясняет психолог. - Они очень легко заражаются эмоциями. Стоит одному малышу захныкать, тут же еще пятеро присоединятся. Не случайно есть поговорка: «Долгие проводы - лишние слезы». Лишь когда родитель закрывает за собой дверь, педагог может начать взаимодействие с ребенком. Теперь малыш видит и слышит другого взрослого. Но пока в двери виден родитель, все внимание будет приковано только к нему. Поэтому детей, которые так переживают, рекомендуется приводить в сад немного пораньше - до основной массы воспитанников.

А тем, кто успешно прошел адаптацию и уже может отпустить маму на работу без слез и истерик, главное - не опаздывать к завтраку. Первый прием пищи, как правило, начинается в 8.15, и после никто не будет разогревать кашу опоздавшим к столу. Ведь все питание в дошкольном учреждении организовывается на основе СанПиНов, где черным по белому написано: «Подогрев остывших (ниже температуры раздачи) готовых горячих блюд не допускается».

Щи да каша - пища наша

На первый завтрак - пшенка, бутерброд с маслом и какао. На второй - фруктовый сок или мандарин. Обед: щи из свежей капусты, картофельное пюре с мясной тефтелей и свекольной икрой, компот. Полдник: пирожок с картофелем. Ужин: творожная запеканка с повидлом, чай и банан. Таково примерное обычное меню детсадовцев.

Заведующая производством Ирина Ерохина работой своих коллег по кухне довольна.

- Воспитанники ясельных групп получают чуть меньшие порции, чем старшие детки. 150 граммов вместо 200. Еду им готовят более протертую. Например, картофельное пюре взбивают дольше и более тщательно, чтобы не было проблем с жеванием, - делится секретами питания малышей заведующая производством столовой североморского детского сада № 50 Ирина Ерохина, повар с многолетним стажем.

Как она рассказала, блюда из мясного фарша теперь больше не обжаривают - котлеты и тефтели готовят на пару. А пассировка, например, морковки и лука для супа производится исключительно на сливочном масле. Растительное идет только для заправки салатов и замешивания теста.

Каждый ребенок ежедневно должен получить необходимое количество жиров, белков и углеводов. Для этого создается десятидневное меню, в котором заранее расписываются блюда. Ассортимент продуктов постоянно меняется, неизменной остается только «молочка» (сметана, масло, творог, молоко), которая каждый день чередуется. Среди напитков лидирует яблочный сок. Он, как правило, в отличие от того же малинового, вызывает минимум аллергий. А если ребенок аллергик, то в детский сад необходимо принести справку от врача, и ему обязательно назначат специальное меню в зависимости от того, какие продукты вызывают негативную реакцию. Например, какао заменят на чай, в котлеты не будут класть яйцо, а кашу сварят на воде - все, чтобы воспитанник был сыт и здоров.

Гляжу в тебя, как в зеркало

Вообще первый год посещения детского сада - это колоссальная динамика развития растущего не по дням, а по часам организма и мозга. Дети учатся говорить, строить фразы, предложения. Отучаются от соски и приучаются себя обслуживать - самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, мыть руки и делать многое другое. Но родители должны помнить, что помимо воспитателей, которые большую часть времени и так занимаются с ребенком, в огромной степени развитие малыша зависит от мам и пап. Ведь не зря говорят, что пример родителей - лучший урок для детей.

К сожалению, сейчас довольно часто можно увидеть, как на детских площадках отец или мать, вместо того чтобы играть с сыном или дочкой, утыкаются в гаджеты. Мама ставит бесконечные лайки инстаграм-королевам, а папа изучает в «Ютубе» обзор нового внедорожника. Их чадо в это время вроде бы играет, но уже понятно, что, едва появится возможность взять в руки смартфон, с радостью и бесповоротно бросит реальную игру и окунется в виртуальную.

- Надо эффективно общаться с ребенком. Например, придя с ним в магазин, показывать и проговаривать: «Вот это фрукты, а здесь овощи». А гуляя по улице, нелишним будет пояснять увиденное. Например: «Справа стоят две красные машины, а слева - лишь одна белая». Так запускаются мыслительные процессы, и малыш получает информацию об окружающем мире. Это и ориентация в пространстве, и описание цвета, и счет количества предметов. Во время такого общения закладывается познавательный интерес, когда маленькому человеку все хочется узнать. А затем, в три-четыре года, начинается множество вопросов: «А это что? А какое оно?» На них также необходимо подробно отвечать и вести диалог, - поясняет психолог Наталья Лехкун.

Родитель как минимум до подросткового возраста - главный авторитет для детей. И если мы хотим, чтобы наши «зайчики» и «принцессы» не сильно огорчали родных, следует исключительно своим примером показывать, «что такое хорошо и что такое плохо». В принципе ничего нового - достаточно вспомнить знаменитый стих почти столетней давности авторства Владимира Маяковского:

…Знай любой ребенок:
вырастет из сына свин,
если сын - свиненок.

Мальчик радостный пошел,
и решила кроха:
«Буду делать хорошо
и не буду - плохо».