Рассказывая о каратэ, Анатолий Криводедов поколебал мое давно устоявшееся представление о спорте, о том, ради чего люди отдают ему все силы. У спортсменов даже средних возможностей квартиры загромождены трофеями: красуются батареи сияющих кубков, гроздьями висят медали разного достоинства - зрелище, в любом случае вызывающее уважение. Большой же спорт - это еще и возможность большого заработка: в некоторых видах само собой разумеется, что звезды становятся миллионерами. Кто добивается славы, кто денег, кто получает все "в одном флаконе" - что ж, по праву, ведь спорт это прежде всего изнурительный труд.

Анатолий говорит, что участвовал в престижных российских соревнованиях. На его счету есть победы. Но победы в этом виде боевого искусства, как правило, не приносят денежных призов и медалей:

- У нас приоритеты другие. Не так важно победить соперника, сколько себя самого. Идя на татами, мы преодолеваем свой страх, свою слабость, свойственные всякому нормальному человеку. Спортивные состязания - это не пик того, на что мы способны. Это, можно сказать, один из тестов, благодаря которому проверяем свои практические навыки. Важно суметь безупречно проявить себя в поединке и сделать все, на что способен.

У Криводедова - черный пояс, третий дан боевого искусства, что означает третью ступень мастерства. По традиционной классификации это равнозначно званию мастера спорта. Таких результатов он достиг в карате пятым на всем Северо-Западе России. И еще одно спортивное звание имеет Анатолий Викторович - судья республиканской категории.

Но следом идут многие. Владимир Шилов имеет второй дан, Олег Нечаев - первый, оба живут в Апатитах. У Формана Шириева из Заозерска - тоже первый. В Мурманской области сейчас карате занимаются сотни. Все - приверженцы контактного вида боя, именуемого кекусинкай, что в переводе с японского означает "союз искателей истины на пути боевого искусства".

Кстати, существует несколько видов карате (в переводе с японского это слово значит "пустая рука"), к примеру: вадарю, годзюрю, сётокан, ситорю. Но они не столь популярны в России, поскольку это бесконтактная борьба, напоминающая гимнастику (говорю не в обиду их поклонникам). А наиболее яркий характер мужчины формируется в экстремальных видах спорта, каким является и кёкусинкай - по сути, это работа на пределе возможностей.

- В России сейчас очень сильные бойцы, - говорит Анатолий. - Сильнейшие в Европе. Случалось, побеждали даже японцев. Соревнования в нашей стране проходят на уровне крупных мировых и очень престижны.

В спорт Криводедов пришел, когда жил в Севастополе. Закончил там высшее военно-морское училище и в 1987-м по распределению прибыл на Северный флот. Служил на берегу, так как по диплому он специалист по вооружению. Пять лет на флоте, а потом на два года занесло в спецназ, что гораздо ближе по его спортивной специализации. Обучал бойцов приемам рукопашного боя. После увольнения окончательно ушел в спорт. Четыре года был президентом областной федерации. А сейчас как инструктор, имеющий право принимать экзамены у каратистов, считает для себя важным следить, чтобы уровень их соответствовал российскому и мировому. А главные хлопоты - тренерские.

- Но мне всегда было интересно работать с оружием, - продолжает рассказывать Анатолий Викторович. - Хотя карате и предполагает борьбу голыми руками, в прикладной его сфере выбор оружия довольно велик. Наиболее известны нунчаки. Есть тонфа - своего рода дубинка, с какими расхаживают американские полицейские. В кинофильмах многие, наверное, видели дзе - дубинку-посох длиной примерно 120 сантиметров. Имеется сай - это металлический трезубец, танто - традиционный японский нож и другие. Но я пошел дальше, предпочел самурайский меч, хотя это уже за пределами карате.

По словам Анатолия, свой меч японцы совершенствовали десять веков и довели до идеального состояния. Это и грозное боевое оружие, и произведение искусства одновременно. А о крепости стали говорит хотя бы такой факт. Во время Второй мировой войны японский мастер, демонстрируя возможности своего меча, который весит-то всего около килограмма, перерубил ствол пулемета. В Японии есть мастера, чьи предки 20-25 поколений изготавливали мечи, тайны ремесла передаются от отца к сыну, таким образом, уже несколько столетий. В учениках-подмастерьях состоят лет по восемь. Каждый меч выковывается, закаляется, затачивается и шлифуется очень долго и тщательно. Потому он крайне дорог. Нашим приходится упражняться с изделиями попроще. Некоторые ограничиваются сувенирными, продающимися и в Мурманске, благо, что внешне те похожи на настоящие.

Но самурайский дух мурманские последователи стремятся перенимать, соблюдая их этикет. Анатолий Криводедов, не оставляя кекусинкай, начал специализироваться в иайдзютцу. А это - искусство мобилизации своего разума и воли. Что означает умение пребывать постоянно в спокойствии, в полном равновесии душевных сил, при необходимости быстро сосредоточиться, выполнить необходимые действия и вернуться в состояние гармонии, то есть опять же спокойствия. При этом подразумевается мастерское владение самурайским оружием, которое в Стране восходящего солнца считается душой воина, потому упражнения с ним одаривают необходимыми качествами. И вообще японская нация очень трепетно относится к мечу. Дома его держат на самом почетном месте и используют как символ в церемониях по торжественным дням. К примеру, когда рождается сын или выдают замуж дочь. И конечно, используют в упражнениях.

Когда мы беседовали об этом, я вспомнил про русский меч-кладенец, который в свое время тоже был доведен до совершенства. На Руси царил культ богатырей, как в Японии - самураев. Но мы эту культуру в отличие от них не сохранили. Только потомки казаков еще держат дома шашки как символ принадлежности их предков к лучшим воинам Европы былых времен. Кстати, казацкая шашка внешне похожа на самурайский меч-катана.

- Для занимающихся есть тесты на мастерство, - продолжает вводить в курс Анатолий Криводедов. - Подбрасывают яблоко, и надо успеть выхватить меч из ножен и разрубить его в воздухе. Или ставится пластиковая бутылка с водой. Ударом меча ее следует разрубить так, чтобы нижняя часть осталась стоять. Этот вид спорта, по-видимому, никогда не станет массовым - дорого снаряжение, да и сложно все это. Но те, кто занимался карате или другими видами боевого мастерства и заканчивает спортивную карьеру, могут дальше совершенствоваться в таком виде искусства. Возраст здесь не имеет большого значения. В Японии с первыми лучами солнца, в 4-5 утра, даже старички выходят на улицу и тренируются, размахивая мечом.

Соревнования в этом виде спорта тоже проводятся. Моему собеседнику не раз доводилось в них участвовать. Но главный смысл иайдзютцу, подчеркивает он, опять же не в этом, а в возможности самосовершенствоваться:

- На каком-то этапе начинаешь осознавать, что становишься как бы единым целым с мечом. И ты уже другой человек: умеешь моментально реагировать на любую обстановку, оставаясь все время спокойным. Идешь "путем воина", потому в любой ситуации уверен в себе.

Бушидо, как называется искусство владения самурайским мечом, Анатолий Криводедов учится у Петра Лихобабина. У него несколько черных поясов по разным видам каратэ. По иайдзютцу - седьмой дан. В этом виде спорта он двукратный чемпион мира. Это в России одна из вершин. Живет в Ростове-на-Дону. Ездит в Японию повышать мастерство. Анатолий, в свою очередь, ездит к нему брать уроки и обучает мурманскую молодежь. Так многовековой самурайский опыт, а вместе с ним их отношение к жизни, даже философия, добрались и до Мурманска, обогащая нашу культуру.

- Достигшего серьезных высот в иайдзютцу в Японии называют мастером жизни, - просвещает меня Анатолий. - Но сам мастер про себя так никогда не скажет. Ведь если признать, что достиг высот, поднялся на вершину, то дальше одна дорога - вниз. А для таких людей занятия с оружием - это повышение качества жизни. Безупречное владение своим телом, которое достигается многолетними тренировками, служит им и в обыденной жизни. При этом в этикет потомков самураев входит много замечательных правил. К примеру, необходимо уметь доброжелательно общаться с окружающими независимо от их личных качеств, избегать конфликтов. У человека, в совершенстве владеющего оружием, особая ответственность перед обществом. В случае экстремальной ситуации победившим считается тот, кто без крайней нужды не выхватит меч из ножен, а уладит конфликт иным способом. В их философии есть такое понятие: меч, дарующий жизнь.

- А как сражаются на соревнованиях владеющие бушидо? - продолжаю допытываться я. - Ненароком можно соперника зарубить.

- Есть два вида состязаний. Первый называется кэндо. Сражаются в защитном снаряжении. Вместо стального меча - плотный пучок бамбука, напоминающий оружие японского воина. Внешне это похоже на известное всем фехтование. И есть то самое иайдзютцу. Здесь работают с настоящими мечами. По сути, демонстрируют технику владения оружием, не прикасаясь им к сопернику, что можно сравнить с гимнастикой. При этом судьи учитывают любые штрихи боя, вплоть до психологического состояния спортсменов.

Любителей иайдзютцу, осваивающих бушидо, в Мурманской области уже полтора десятка. Лучшие из них дважды выезжали на всероссийские соревнования, где завоевывали призовые места, благодаря чему обзавелись черными поясами. А целая группа молодых учеников Криводедова готовится к аттестации на коричневый пояс, предшествующий черному. Развивая этот экзотический пока у нас вид спорта, Анатолий Викторович сейчас озабочен созданием клуба наследников самурайского искусства и их философии. И считает, что пришла пора проводить соревнования в Мурманске, приглашая "самураев" из других регионов. Благодаря этому мы получим захватывающее зрелище, а спортсмены будут наращивать мастерство.

- Анатолий, вы обучаете молодых карате, технике владения мечом. Значит, впоследствии любая дубинка в их руках может превратиться в страшное оружие. И без того очень уж популярны сегодня боевые искусства. Не случилось бы, что со временем обычному человеку будет страшно появляться на улице...

- Так мы можем дойти до сомнений, стоит ли обучать молодежь стрельбе, биатлону... Даже шахматам, ведь научившись анализировать и просчитывать ходы, шахматист может стать опасным мошенником. Воспитывая спортсменов, необходимо доходчиво им объяснять их особую ответственность перед обществом, приучать к мысли, что, направляя оружие (а кулак тоже оружие) на кого-то, направляешь его прежде всего на себя, ведь занимаешься, таким образом, разрушением себя как личности. А спорт должен быть созидающей силой.

Вячеслав КОНДРАТЬЕВ