Автогонки на озере Лумболка в Мончегорске стали, пожалуй, одними из самых зрелищных состязаний в программе Праздника Севера. Любители этого вида спорта и острых ощущений с утра занимали места на прибрежных сугробах и горках в парке, вооружались биноклями и "цифровиками" в предвкушении праздника. Набережная Климентьева была запружена прибывающими из области гостями. Можно понять суеверие спортсменов - до старта не фотографироваться и не давать интервью. Всем 25 участникам необходимо настроиться морально и физически, еще раз проверить машины перед боем. Кстати, выступали они на автомобилях ВАЗ-2108.

Как отметил председатель совета Мурманской организации РОСТО, член оргкомитета по проведению Праздника Севера Владимир Павленко, гонщики - приверженцы родных, отечественных машин:

- "Восьмерка" создана специально для спортивных соревнований, каждый гонщик совершенствует ее сам. А любой автопробег показывает, на что она способна в умелых руках.

...Право поднять флаг соревнований предоставляют победителю прошлогодней Полярной олимпиады Олегу Ренькасу. Звучит гимн, и вверх взмывает бело-голубое полотнище. Парад участников принимает главный судья соревнований Александр Скрыганов. Машины выстраиваются в цепочку перед контрольным заездом. Сегодня свои силы на льду Лумболки пробуют 16 профессионалов (класс "А") и 9 любителей (класс "Б"). Сигнал на старт - и, поднимая в воздух снежную пыль, разноцветные, видавшие виды "восьмерки" срываются с места и мчатся по кругу. Через считаные секунды растворяются в снежной круговерти, слышен только рез моторов. Борьба началась.

Я подхожу к начальнику дистанции Ивану Меринову.

- Мончегорский лед, - интересуюсь, - не подведет?

- Не должен, - отвечает он, - трассу тщательно готовили работники местного ДРСУ.

Молодцы, сделали, что называется, без сучка и задоринки! Один круг -1200 метров. Повороты - крутые, чтобы гонщики свое мастерство показали.

- Мончегорск для проведения гонок на льду подходит идеально, - подтверждает Александр Скрыганов. - Город с давними спортивными традициями, соревнования хорошо организованы. Раньше их проводили неподалеку от Колы, а теперь расширяем географию, решили и людей заинтересовать, и себя показать. Хотим, чтобы дети продолжили наше дело. Ледовые гонки в России в основном проводятся на севере. Желающих достаточно, но добираться сюда из центра тяжело и дорого.

Мчатся по ледовой трассе автомобили, водители словно слились с машинами. Скорость, ловкость, быстрота реакции! И - надежда на технику. Хозяевам льда на этот раз не повезло, ни один из трех экипажей не добрался до финиша.

- Такого еще не было, чтобы все машины поломались, - огорчается местный гонщик Владимир Балобан. - И погода удалась, и людей много! И поди ж ты...

Ветеран-гонщик Анатолий Гуреев приехал поболеть за сына. Олег с 7 лет занимался картингом, в 15 получил звание мастера спорта, ушел в автогонщики, где тоже стал мастером спорта, был чемпионом России в 2002 году. Сейчас ему 28 лет.

- Конкуренты сильные сегодня, - говорит отец. - Андрей Иванов чего стоит: участник трех гонок Париж - Дакар! Спорт, конечно, красивый, но дорогой. Самая дешевая подготовка автомобиля обходится порядка 10 тысяч рублей.

- Скажите, фактор риска велик?

- Думаю, в основном для зрителей. На моей памяти в Мурманской области всего один случай был, когда гонщик сломал руку.

Более четырех часов мончегорцы и гости города были свидетелями упорной интереснейшей борьбы. Среди профессионалов победил Андрей Курлович из Никеля, вторым стал Андрей Иванов, мастер спорта международного класса (Мурманск, команда "Иванов-ралли"), третьим - Геннадий Стрелков из этой же команды. В категории "Б" все призы достались спортсменам областного центра: Андрею Кощееву ("Иванов-ралли"), Алексею Кидуну ("РОСТО-Фламинго") и Александру Глушкову.

В командном зачете лидировали никельчане, на втором месте команда "Иванов-ралли", на третьем - "РОСТО-Фламинго".

Людмила Карху, Мончегорск