- В СМИ бурно обсуждается мой развод. Отчасти это связано с тем, что мама дала несколько интервью, довольно неприятных для меня. Да, я действительно развожусь, у меня не самое легкое время. Но это просто ступень, которую надо суметь преодолеть. И поможет мне именно творчество. Поэтому работать сейчас стараюсь по максимуму.

Отвечая на вопросы мурманских журналистов, фигурист Евгений Плющенко был откровенен. И до начала ледового шоу успел поведать о многом - и о личных неурядицах, и о профессиональных перспективах, и о работе с удивительным музыкантом Эдвином Мартоном, ставшим соавтором его новой программы.

В Мурманске стартовал тур Плющенко по 35 городам России и СНГ под названием «Золотой лед Страдивари». Уникальность проекта в том, что зрители не только видят выступление знаменитого фигуриста, но и слышат живую игру на уникальной скрипке работы Антонио Страдивари. На ней аккомпанирует Евгению венгерский композитор и исполнитель Мартон.

Кроме Евгения в шоу участвует двукратный призер Олимпийских игр Ирина Слуцкая, а также целая команда фигуристов из разных стран - от Канады до Франции. А вот Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин, которых также ожидали увидеть поклонники фигурного катания, увы, не выходят на лед. Они неожиданно в одностороннем порядке расторгли контракт с организаторами тура, доставив Плющенко изрядные неприятности. Он даже думает о судебном разбирательстве с коллегами по цеху.

- Они совершили очень неблаговидный поступок. И я не собираюсь это так оставлять. Но как именно мы выясним отношения, еще не решил.

Последние месяцы для Жени выдались несладкими - скандальные публикации и слухи его преследуют. Поэтому Евгений вдвойне погружается в работу, которая помогает забыть личные неприятности.

Он год не участвовал в соревнованиях, занимаясь лишь показательными выступлениями. А теперь всерьез думает вернуться в большой спорт.

- Вернуться в десять раз тяжелее, чем начать заниматься, - считает Плющенко. - Нужно трезво оценить свои возможности. Ведь я привык быть первым. Второе место для меня - провал!

В разговоре с прессой Евгений не обошел вниманием и перспективы Сочи как олимпийской столицы. Фигурист недавно побывал там и поделился с мурманскими журналистами своим мнением:

- Шансы есть. Мы заслужили право принять Олимпиаду - вспомните, сколько у нас было олимпийских чемпионов и призеров! А зимние игры в России еще не проводились никогда. Несправедливо! Нужно добиваться цели. Биться до конца. К тому же вложения в Сочи окупятся. Если этот курорт благоустроить, масса россиян станет отдыхать там, а не в Египте и Турции.

Впрочем, гораздо больше, чем о сочинской олимпиаде, мечтает он о создании условий для развития детского спорта.

- До 11 лет я рос в Волгограде, - вспоминает Евгений. - Там в каждом школьном дворе был хоккейный корт или волейбольная площадка. Я мечтаю, чтоб так было сейчас везде. Чтобы подростки не болтались на улице, а занимались спортом. Тогда нация будет здорова, тогда у нас будет смена.

В Мурманске Плющенко присутствовал на открытии ледового корта на проспекте Героев-североморцев, за «лужковскими» домами. Увиденное его поразило. Неприятно поразило.

- Представьте: на только что залитом корте пригодна для катания от силы треть. Остальное - сплошь какие-то бугры и ямы. Это просто опасно, тут не до спорта. А ведь в некоторых городах нет и такого! Эту ситуацию нужно менять кардинально.

Плющенко погружен в общественную работу, делает первые шаги в политике. Ну а его соавтор Эдвин Мартон увлечен лишь музыкой. Признаться, игра венгерского музыканта заворожила меня, заставив отвлечься от виртуозного выступления фигуриста.

Рваные джинсы в заплатах и бахроме, белый пиджак, заношенная футболка, копна черных как смоль волос. Он идет по льду, почти как акробат по канату, небольшими шагами, в ему одному ведомом ритме. Шумный зал замирает, уловив необычайную энергию, исходящую от этого человека. А его внимание занято только драгоценностью, покоящейся в руках. Подлинной скрипкой работы Антонио Страдивари - гениального итальянца, триста лет назад загадавшего миру прекрасную загадку. Секрет неповторимого звучания инструментов не разгадан. Их всего восемь - скрипок, играть на которых - честь для всякого музыканта.

Владелец инструмента, созданного в 1697 году в городе Кремоне, - один из швейцарских банков - предоставил Мартону право играть на нем, когда тот получил золотую медаль Всемирного конкурса скрипачей в Монреале. Для молодого музыканта это было не внезапной удачей, а целью жизни.

- Когда я был маленьким, все мои сверстники гуляли и играли, а я должен был целыми днями заниматься музыкой, - вспоминает Эдвин. - И тогда я сказал себе: раз так, я должен стать лучшим скрипачом! Играть на лучшей скрипке!

Страховая стоимость инструмента более 4 миллионов евро. Он путешествует в особом кейсе, вроде переносного сейфа, под конвоем охранников.

Союз Мартона и Плющенко принес удачу фигуристу на Олимпиаде в Турине: «золото» Евгений тогда получил именно за выступление под аккомпанемент скрипача. С тех пор спортсмен и музыкант постоянно работают вместе. Причем так сдружились, что Плющенко даже попытался поставить Эдвина на коньки. Учеником тот оказался терпеливым.

- В новой программе я делаю всего несколько шагов по льду, - рассказывает музыкант. - Но они, признаться, дались нелегко. От коньков пришлось отказаться. Лед слишком скользкий для меня!

А Евгений, улыбаясь, вспоминает первый урок:

- Я позвонил Эдвину на следующий день, и он жалобно сказал: «У меня так ужасно болят ноги!»

Так что мастерством фигурного катания Мартон овладеть не сумел. Да и рисковать на льду ему нельзя, в руках - скрипка. Но союз с Плющенко музыкант все равно считает настоящей удачей.

- Я знаю одно, - говорит он, - мы должны заниматься творчеством, идти вперед и вперед - это главное. А все остальное забудется! Нам с Женей удается творить вместе - что еще надо?

Татьяна БРИЦКАЯ.