- Могут ли навыки, приобретенные на занятиях кендо, пригодиться в реальной ситуации - уличной драке, например?

- А могут ли в ней пригодиться навыки, полученные при толкании ядра или метании молота? Хотя можно спортивный молот прихватив, выскочить на улицу и свирепо вращать им над головой с криком: "Зашибу-у-у-у!". Нет, конечно же, ходить по городу в доспехах, с бамбуковым мечом никто не запретит, только вот...

Этот диалог, вычитанный на одном из интернет-форумов, вспомнился, когда однажды на глаза мне попалось налепленное на стену продуктового ларька объявление: "Приглашаем всех желающих заниматься традиционным японским фехтованием КЕНДО!"

- Интересно, - подумалось тогда. - Конечно, за пару последних десятилетий пропаганда экзотических единоборств стала привычным для всех делом. Но ведь кендо - это же не карате, куда идут, желая научиться красиво "морду бить", кендо это... Кстати, а что, собственно, это такое - кендо? В памяти, кроме "самурайских" костюмов и устрашающих масок, не всплывало почти ничего. А узнать захотелось. Набрал я указанный в объявлении номер мобильника, представился - из газеты, мол, журналист, договорился о встрече...

Занятия кендо проходят в одной из мурманских школ в Росте. Три раза в неделю обыкновенный спортзал меняет свое название и превращается в додзе.

- Додзё в переводе с японского - "место, где ищут Путь". "Путь" - одно из основных понятий восточной философии, поиск его - не только боевые искусства. Икебана тоже. Путь, - говорит Дмитрий Беспятых, тренер секции. - Один знаменитый мастер-сенсей любил повторять: "Красиво поставленные у входа в додзё тапочки тоже кендо!"

Видя мое легкое недоумение по поводу тапочек, Дмитрий пояснил, что кендо занимаются босиком.

В начале тренировки обязательная влажная уборка помещения, с которой кендоисты - молодые парни и единственная в секции девушка - справляются за считаные минуты. Далее - разминка под японский счет: "Ичи - ни - сан - чи - го - року - сичи - хачи!" и тренировка. Для русского человека наблюдать ее в диковинку, все необычно - от костюмов, доспехов и особой плавной походки кендоиста до резких, непривычных "цивилизованному" слуху выкриков, которыми сопровождаются удары бамбуковых мечей. Перед поединками - непременная медитация.

- Кендо - путь меча - имеет длинную и богатую историю, - рассказал Дмитрий после тренировки. - Приблизительно с XII века в Японии усилилось влияние военной аристократии, и искусство владения двуручным самурайским мечом, катаной, приобрело особое значение - тогда возник культ оружия и воина, в совершенстве владеющего техникой фехтования. Меч стал символизировать душу его хозяина, а искусство ведения боя стало считаться даром бога. В начале XVII века после продолжительного периода междоусобных войн в стране наступил период спокойствия. И перед воинами-самураями встал вопрос - как не утратить навыки владения мечом и передать свое мастерство ученикам? Тогда начали открываться многочисленные школы фехтования. Постепенно с течением времени в результате влияния основных философий Японии - синто, буддизма и конфуцианства с воинским искусством - произошел качественный скачок, переход к технике общего самосовершенствования. Стремление убить соперника сменило стремление сберечь его. Партнер стал восприниматься не только как противник, но и - в значительно большей степени - как человек, без которого невозможны ни поединок, ни искусство, ни Путь. В XVIII веке были введены бамбуковые мечи - синаи и защитное снаряжение, предохраняющее бойцов от травм. С конца позапрошлого столетия кендзюцу - так тогда именовалось фехтование в Японии - вошло в курс подготовки токийской полиции, а с 1911 года было включено в программы физического воспитания в средних школах.

В конце Второй мировой войны американские оккупационные войска запретили кендзюцу как милитаристскую дисциплину, но в 1952 году произошло новое рождение японского фехтования - уже под тем названием, которое используется поныне - кендо.

Мурманские кендоисты впервые объединились в 1997 году. Затем главный энтузиаст Андрей Селезнев уехал из города, и тренировки временно прекратились, чтобы возобновиться в 2004 году уже под руководством Дмитрия. Занятия кендо способствуют прежде всего гармонизации личности человека, его физических и духовных возможностей. А начинать тренироваться можно в самом раннем возрасте, с семи, например, лет. Важный штрих: интерес к японскому фехтованию проявляют не только юноши, но и представительницы слабого пола, для которых существуют и применяются специальные, облегченные синаи.

- Ныне в кендо приняты восемь степеней мастерства - данов, - продолжает Дмитрий Беспятых. - Кроме того, программа начальной подготовки включает в себя шесть кю, которые необходимо получить, перед тем как тебе будет присвоен первый дан. Мы далеко не мастера, у меня лишь третий кю. Любим то, чем занимаемся, поэтому стараемся не вариться в собственном соку - по возможности ездим на семинары и соревнования в другие города, сотрудничаем с кендо-клубами Санкт-Петербурга.

Признаюсь, во время беседы Дмитрий пригласил меня принять участие в занятиях. Плата чисто символическая - всего-то двести рублей в месяц, амуницию можно приобрести ощутимо дешевле, чем снаряжение для того же горнолыжного спорта, польза несомненна - и физическая, и духовная. А главное - этот вид спорта по-настоящему красив и интересен. Так что я, пожалуй, приму приглашение!

Олег КИРИЛЛОВ