Основанный в 1980 году энтузиастом мотокросса Геннадием Рудыком спортивно-технический клуб «Скиф» - то, без чего теперь невозможно представить Ревду. Сегодня на мотодроме горняцкого поселка укрощают стальных коней десяток подростков и столько же взрослых гонщиков. Те же, кто не решается участвовать в экстремальных заездах, с удовольствием наблюдают за соревнованиями.

Члены «Скифа» часто радуют земляков победами не только на региональных, но и на всероссийских состязаниях - завоеванные кубки едва умещаются в кабинете нынешнего руководителя клуба и председателя мурманского отделения Мотоциклетной федерации России Юрия Нефедова. Чтобы добиваться высоких результатов, «наездникам» порой приходится вести борьбу не только с многочисленными соперниками, но и проблемами. Юрий Николаевич рассказал корреспонденту «Мурманского вестника» о том, как живется «Скифу» в преддверии юбилея.

- Вы возглавляете клуб еще с советских времен, и вас по праву можно назвать одним из родоначальников мотодвижения в Мурманской области. Расскажите подробнее о той поре.

- В клуб я пришел в 1985 году, сразу после службы в армии. Любителей мотокросса не только в Ревде, но и в других уголках Кольского края тогда активно поддерживало ДОСААФ. Это было лучшее время не только для «Скифа», но и для всего заполярного мотоспорта. В регионе действовало 15 клубов. Недостатка финансирования, как сейчас, не испытывали. От желающих заниматься отбоя не было. Возможно, странно звучит, но при наличии средств главной сложностью являлся дефицит техники. На всю область через ДОСААФ поступали мотоциклы, правда, не японские, но ничуть не хуже - чехословацкие, примерно 20 единиц в год. Тогда это считалось очень мало. Сегодня, честно говоря, о таком можно только мечтать.

- Как же все-таки справлялись с нехваткой мотоциклов?

- Довольно оригинально. Садился в свой автомобиль и ехал в Москву - на переговоры с начальством. Для высокопоставленных чиновников ДОСААФа достаточно было письма из райкома партии. Но парадокс заключался в том, что решающее слово могло остаться за какой-нибудь завскладом тетей Машей, задобрить которую удавалось специально привезенной семгой или форелью. Так, благодаря северным деликатесам удавалось выбить для «Скифа» десяток кроссовых «Чезет». У наших конкурентов такое богатство вызывало зависть. Великолепное оснащение позволяло ревдинцам выступать на всероссийских соревнованиях и даже путешествовать по стране. В конце 80-х - начале 90-х мы довольно часто совершали вояжи на Украину и обратно.

- И это в такой сложный для страны период? Перестройка, затем последовавший за ней распад Советского Союза, экономическая разруха... Откуда брали средства на дальние поездки?

- В ту пору клуб находился на балансе Ловозерского ГОКа. Руководство комбината понимало социальную значимость «Скифа» и вплоть до 2000 года всячески поддерживало.

- А потом?

- А потом предприятие возглавили другие люди. Они принялись избавляться от непрофильных активов. Мотоклуб оказался близок к гибели: в помещениях отключили свет и воду. Спасибо тогдашнему главе Ловозерского района Николаю Брылеву. Он взял «Скиф» под свою опеку и не дал ему загнуться. Но спустя четыре года Николай Николаевич оставил свой пост. Следующей администрации мы оказались не нужны. Она действовала по принципу: нет клуба - нет проблем. Меня стали принуждать все бросить, а затем и вовсе уволили по сокращению штата. Не скрою, момент был очень тяжелый.

- Но вы не оставили любимое дело, стали заниматься им на общественных началах и в итоге выстояли. Благодаря чему?

- В 2006-м я участвовал в выборах Ловозерского райсовета и одержал победу. Став депутатом, убедил представительный орган власти принять программу «Развитие технических видов спорта, формирование патриотизма, здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, организация их свободного времени». Она плодотворно действует уже в течение 3 лет. Благодаря ей клуб, который стал подразделением ревдинского культурно-спортивного центра, регулярно получает средства на подготовку к соревнованиям.

- То есть финансов хватает лишь на тренировки и поездки?

- Именно так. На ремонт мотоциклов денег не остается. А они довольно изношенные и требуют особого ухода. Иногда перед состязаниями ограничиваем себя в тренировках, боимся, вдруг что-нибудь отлетит перед самым стартом. Парк техники, безусловно, необходимо обновлять. Но самый маленький железный конь стоит около 150 тысяч рублей.

- И все-таки удается покупать новую технику?

- Да, ухитряемся. Последняя покупка была два года назад. Приобретаем в основном подержанные мотоциклы. Вопрос технического оснащения на сегодня самый острый. «Скиф» принимает помощь от всех, что называется - с миру по нитке, ведь районной казне тянуть клуб тяжело. Нелегко приходится папам и мамам юных гонщиков. 2,5 тысячи рублей из родительского кошелька уходят на оформление обязательной страховки. Не из дешевых и экипировка спортсмена. По самым скромным подсчетам, ее стоимость около 20 тысяч.

Называя эти цифры, Юрий тяжело вздыхает. Мотоциклетную науку постигают двое его детей. 9-летний Олег, несмотря на возраст, частый участник всероссийских сборов, на которых с ребятами работают специалисты из Европы. В прошлом году мальчишку даже пригласили в известный детский лагерь «Орленок», где преподавал мастер-класс четырехкратный чемпион мира по мотокроссу бельгиец Гарри Эвертс. Вот только посмотреть на своего кумира юному ревдинцу не удалось. Не хватило средств на поездку.

А 20-летняя дочь Нина - единственная девушка в нашем регионе, которая участвует в мотозаездах наравне с мужчинами и нередко побеждает. Говорить об успехах своих детей Юрий не любит, зато о других подопечных готов беседовать без устали:

- Большинство ребят в клубе - прирожденные гонщики.14-летнему Саше Дорогову в регионе нет равных среди соревнующихся в классе мотоциклов объемом мотора 85 кубических сантиметров. А 17-летний Денис Прудкий уже вовсю меряется силами со взрослыми соперниками...

- Ваши подопечные достигают таких результатов, наверное, и требования к ним высокие?

- Безусловно. Например, одно из важных условий при приеме подростков в клуб - отказ от курения. В моей практике был случай: рассекретил как-то тайного курильщика. Обычно стараюсь пресекать такие вещи на этапе зачисления, а тут вовремя не просек. Когда узнал, сказал пареньку, что тот может больше не посещать занятия. На следующий день на мотодром пришла его мама и принялась убеждать в неправильности моего поступка, заявив при этом: «Я разрешаю сыну курить!» Подростка все рано пришлось исключить из «Скифа»: порядок одинаков для всех.

Мотоцикл - не игрушка, небрежного отношения к себе не прощает. Гайку или тросик сцепления не подтянул, и железный конь на трассе начинает вести себя непредсказуемо. Если человек не может ради столь серьезного дела отказаться от вредной привычки, спортсмен из него вряд ли получится. Но не стоит думать, что клуб создан лишь для избранных. Его двери открыты для всех, кто хочет проверить себя на прочность. Чемпионами, разумеется, не всем быть, но трепетное отношение к делу учит ребят достигать поставленных целей. А для этого необходимо одержать победу над самим собой.

Фото:
Спортивно-технический клуб "Скиф".
Анна КУЗНЕЦОВА