Такого еще не было в истории современного парусного спорта. Стартовав 10 августа в Северном море возле датского мыса Скаген, два знаменитых российских судна «Седов» и «Крузенштерн» ведут спор в специально организованной для них регате. Они борются за приз, названный немецкими устроителями весьма громко - Кубком мира.

Гонка двух судов, входящих в число крупнейших (а до недавних пор - самых крупных) парусников мира, уже стала сенсацией. Возраст претендентов - за 80 лет, оба строились в 20-х годах прошлого века на германских верфях, оба после Второй мировой войны достались СССР по репарациям.

Сегодня только Россия сумела сохранить на плаву этих величественных стальных красавцев. И вот два последних в мире четырехмачтовых барка (их еще называют винджаммерами - выжимателями ветра) разыгрывают между собой роскошный кубок в виде глобуса, изготовленный из полудрагоценных камней.

Во время презентации соревнований, которая состоялась в немецком Ростоке накануне старта, организаторы - фирма «Стема» и парусный союз «СиКомм» рассказали о том, как возникла идея провести регату с участием российских барков.

- Мы здесь, в Германии, никогда не воспринимали «Седов» и «Крузенштерн» чужими, - сказал руководитель «Стемы» Штефан Манхардт. - Ведь они были построены на немецких верфях, и их история - это часть нашей парусной истории. Каждый заход барков в порты Германии становится настоящим праздником для тысяч их поклонников. Они, конечно, принимают участие в европейских регатах, но зачастую поодиночке, у каждого есть индивидуальный график плаваний, связанный с учебным процессом вузов - владельцев судов. Европейские регаты - очень сложные соревнования, где у каждого участника есть свой гандикап, определяемый возрастом, площадью парусов и еще множеством нюансов, в которых сложно разобраться даже весьма искушенным наблюдателям. В то же время «Седов» и «Крузенштерн» являются практически близнецами по своим характеристикам и возрасту. Так возникла идея провести для них специальный старт, чтобы в очной борьбе выявить сильнейшего, того, кто просто первым пересечет финишную линию.

- Кубок, который мы учредили, мы назвали Кубком мира еще и потому, что оспаривать его будут два знаменитых на весь мир парусника, - добавил Матиас Вагнер, президент «СиКомм». - Мы надеемся, что эта регата станет традиционной. А моя мечта - гонка «Седова» и «Крузенштерна» через Атлантический океан, например от Гамбурга до Нью-Йорка.

- А нам бы и кругосветка подошла, - отозвался на это предложение капитан «Седова» Максим Родионов. - Когда-то наши парусники ходили в коммерческие рейсы в Австралию, которые по сути и являлись кругосветными плаваниями. Они для этого и строились. Я не сомневаюсь, что при должной подготовке и, главное, после хорошего ремонта мы с «Крузенштерном» будем готовы порадовать мир такой регатой.

- Главный плюс, который я вижу в этих соревнованиях, - это закалка курсантов, выработка у них умения действовать в сложных соревновательных ситуациях, - поддержал коллегу капитан «Крузенштерна» Михаил Новиков. - Гонка будет очень азартной, ребята готовы отстоять честь и своего судна, и своего вуза, показать все, чему научились за месяцы морской практики.

Дуэль парусных богатырей разрешится 19 августа. В этот день в столице Голландии Амстердаме откроется международный морской фестиваль «Сейл-2010», почетными участниками которого они станут. Прибудут, как говорится, с корабля на бал - ведь именно в этот день состоится финиш уникальной гонки. И кто бы ни одержал в ней победу, уже сейчас ясно - Кубок мира уедет в Россию.

Фото: Василевский Валерий
«Крузенштерн».
Фото: Василевский Валерий
Михаил Новиков, Матиас Вагнер и Максим Родионов с Кубком мира.
Фото: Василевский Валерий
«Седов».
Валерий ВАСИЛЕВСКИЙ