Кировск в длинные новогодне-рождественские каникулы становится местом весьма оживленным - спасибо за это многочисленной горнолыжной и сноуборд-братии, устремляющейся в Хибины со всей области, а также из Карелии, Петербурга, Архангельска...

Я выбрала второй день нового года, чтобы побывать на всех трех горнолыжных комплексах Кировска и посмотреть, чем живут они в это горячее для них время.

Понаехали…

Итак, 2 января - день «разбега» после новогоднего разгула, к тому же день метельный. Казалось, что желающих кататься в такую погоду найдется немного - гор практически не было видно. Однако не стоило недооценивать рвение горнолыжников, а также разницы в микроклимате. Как правильно заметил один из моих собеседников, Кировск как раз хорош тем, что предоставляет выбор: нельзя из-за ветра кататься на одном склоне, можешь поехать на другой, где почти наверняка в этот момент тихо - ведь склоны развернуты по-разному.

Метель ощущалась на городском комплексе, откуда в третьем часу дня мы начали «обзорную экскурсию». Сиротливо ютились на стоянке буквально штук пять автомобилей, несколько человек катались на «ватрушках» да видны были на горе около десятка сноубордистов и горнолыжников. Кресельный подъемник стоит, из двух бугельных работает только один - северный. В уютном кафе - ни одного посетителя. Скучает и кассир в своем окошечке. В пункте проката тоже, надо полагать, нет аншлага. По пути к машине встречаем семью - мама катит на санках укутанного малыша, папа бодро несет в руках сноуборд.

- Мы каждый год приезжаем в Кировск покататься, вот и в этот раз прибыли целой компанией, - охотно сообщают петербуржцы Артем и Мария. - Друзья сейчас уехали на «Большой Вудъявр», но там такие очереди, что мы предпочли прийти сюда. Да и близко здесь, в двух шагах от места, где мы поселились. И ехать никуда не надо, и склон интересный.

Маленький Ян пока будет только наблюдать за тем, как лихо папа катит с горы, но настроение отличное у всех троих. Пожелав удачи спортивной семье, уходим со склона, отметив: в 16 часов запустили бугельный подъемник «Южный». По словам Леонида Страдина, председателя совета директоров ООО «SkySki», хозяйствующего на склоне, 6 января запущен в работу и кресельный подъемник, на котором, кстати, провели реконструкцию привода канатной дороги: «Весной к работе бугельных подъемников были незначительные претензии у Ростехнадзора, замечания устранены, теперь за безопасность работы подъемников мы ручаемся».

Дальше наш путь на склон «Кукисвумчорр», в отдаленный городской микрорайон. Здесь гораздо оживленнее. На стоянке теснятся, наверное, около сотни автомобилей с номерами разных регионов. В этот январский вечер здесь многолюдно: к обоим подъемникам выстроились очереди в несколько десятков человек, много народу на учебном склоне, беззаботно катается детвора на «ватрушках». В общем, всем весело и хорошо: и семьям, которым нужно просто приятно провести время на свежем воздухе, и крутым сноубордистам и горнолыжникам, которых этот склон манит как никакой другой. Метель внизу, кстати, совсем не ощущается, погода мягкая.

- А на самом верху «молоко», ничего не видно, - делятся впечатлениями Александр и Юля, очередные гости из Петербурга.

- Я приезжаю сюда уже пятый год, это мой любимый склон, трассы здесь очень интересные, - рассказывает Александр. - Несколько лет назад он был оборудован куда хуже. Видно, как идет развитие, молодцы.

- Конечно, сервис еще оставляет желать лучшего, да и опоры подъемника матрасами обложены… Но все равно мне здесь нравится, приеду еще, - высказывает свое мнение его подруга Юля, которая у нас впервые.

Просторное, но скромное в части меню кафе, прокат, туалеты - все это здесь, конечно, есть. Как есть и над чем работать, но в любом случае все отмечают, что владелец комплекса Роман Черний о развитии его заботится и народ сюда едет с удовольствием.

Однако по темпам и вложениям в развитие двум «дедушкам» кировского горнолыжного спорта трудно тягаться, конечно, с «молодежью» - «Большим Вудъявром», родителем которого стало ОАО «Апатит». Сам профиль склона здесь не столь интересен для опытных горнолыжников, как два других, однако при этом вполне годится для соревнований международного уровня, что подтвердил минувший сезон.

- Ого! - только и оставалось сказать вечером 2 января, когда мы подъехали к автостоянке «БВ» (весьма расширенной по сравнению с прошлым годом), заполненной несколькими сотнями машин. Не меньше двухсот человек, по моим подсчетам, томились в это время и в очереди к бугельному подъемнику. Толпа народа - в новом расширенном кафе, в отстроенном в этом сезоне двухэтажном сервис-центре, где нашлось место не только для пункта проката, камер хранения, сервис-служб, но и для детской игровой комнаты. Да, «Большой Вудъявр» стремительно развивается и сразу после праздников нельзя будет лучше придумать места для семейного отдыха… Но в этот праздничный вечер он был явно перегружен. Заглянув в переполненное кафе, мы решили не тратить время на ожидание глинтвейна, посидели на новой же, мягко подсвеченной широкой террасе и поехали восвояси. Судя по откликам в Интернете, зачастую недовольным (кому же хочется стоять в длинных очередях!), такое же столпотворение было здесь и на следующий день, и через день… И на въезде в Снежную деревню, кстати, тоже образовались в эти же дни настоящие автомобильные пробки… Как и следовало ожидать, «рассосалось» сразу после Рождества. Так, около пяти часов вечера 8 января на «БВ» был уже просто рай - никаких тебе очередей, пользуйся всеми благами, отдыхай в свое удовольствие…

Я не ставила себе целью сравнить цены на услуги на разных комплексах - они не так кардинально различаются между собой, хотя, безусловно, где-то на чем-то всегда можно выгадать. Я о другом: спрос явно опережает предложение. Каковы же перспективы развития этой столь востребованной сферы?

Даешь мультипликацию!

Итак, сегодня Кировск - обладатель трех горнолыжных комплексов, в разной степени реализующих свой потенциал развития. В принципе, это уже та «гроздь», из которой вполне можно вырастить полноценный кластер - группу компаний, работающих в одной отрасли, питающих друг друга и экономику региона, где сосредоточены. Предпосылки понятны, а перспективы?

Пока все идет своим чередом: «хозяйствующие субъекты» хозяйствуют на своих склонах, горнолыжники приезжают из ближних и дальних краев (по оценкам специалистов, за год Хибины посещают около тридцати тысяч любителей горных лыж). А городская власть готовит подступы для того, чтобы попасть в одну или несколько целевых программ разного уровня и получить наконец те значительные суммы, которые позволят сделать оживляющие вливания в эту отрасль экономики. «Стучимся во все двери», - говорит глава администрации Олег Денисов. И оговаривается, что город делает ставку не только на горнолыжный туризм - учитывая его сезонность, это было бы недальновидно. Нужно направить в цивилизованное русло и природный туризм, стихийно развивающийся сегодня без всяких указаний сверху, перспективны и другие виды туризма. Город будет создавать концепцию - большой программный документ, который определит содержание, цели и средства развития туризма в Кировске.

Наиболее конкретно обозначаются перспективы проекта: должны объединиться две зоны катания на горе Айкуайвенчорр - «северная», на которой расположен «Большой Вудъявр», и «южная», то есть городской склон. Подъезд к «БВ» находится в нескольких километрах от города, на второй можно попасть прямо с городской улицы. Гондольная дорога должна связать эти два склона и тем самым многократно увеличить их привлекательность для горнолыжников всех категорий.

Этот проект продвигается муниципалитетом уже давно, во многом помог тут депутат областной думы Олег Алексеев. В ноябре, как рассказал Олег Денисов, на региональном координационном совете по инвестициям и инновациям защищен бизнес-план проекта, проходит госэкспертизу проектно-сметная документация, на нее областным правительством была выделена немалая субсидия, которая вкупе с городским участием дала без малого 15 миллионов рублей. Лишь с готовой ПСД на руках можно претендовать на участие в региональной или федеральной целевой программе. Это будет пример государственно-частного партнерства: «локомотивом» проекта выступит акционерное общество «Апатит», долевое участие примут область и муниципалитет.

- Запуск дороги можно ожидать не ранее ноября 2014 года, - делает осторожный прогноз Олег Денисов. С этим проектом связано столько ожиданий и трудностей, что действительно, попросту говоря, страшно сглазить.

Не будем лишний раз о трудностях экономических и бюрократических, сопровождающих практически любое более-менее масштабное начинание, скажем лишь об одной проблеме. Это тяжба с хозяйствующим субъектом - ООО «SkySki», которое ведет свою деятельность на склоне, по привычке называемом городским, подъемники и трамплины на нем - в его собственности. ООО не согласно с тем, что муниципалитет отдал в аренду часть склона «Апатиту», чтобы тот вел подготовительные работы (в частности, проводил геологические и геодезические изыскания) к предполагаемому строительству гондольной дороги. Череда судов по этому вопросу еще продолжается и, по самому оптимистичному прогнозу, окончится не ранее весны. Каждая сторона надеется, что в ее пользу. «Мы не против предлагаемой концепции объединения двух склонов в целом, - говорит Леонид Страдин. - Однако спланирован новый подъемник так, что будет мешать работе нашего уже имеющегося подъемника «Латвия», который мы собираемся реконструировать, и современного австрийского бугельного подъемника, который мы уже закупили и планируем установить рядом с «Латвией».

Возможности для компромиссного решения, по мнению Страдина, есть: можно перенести нижнюю станцию гондольной дороги, чтобы она не стояла на зоне выката с трасс «Латвии». Кроме того, рассказал председатель совета директоров «SkySki» и о других планах развития: например, расширить существующее кафе и выстроить еще одно, с панорамным обзором - на вершине горы, у верхней станции «креселки».

Стоит добавить, что намерение «выжить» ООО «SkySki» с городского склона администрация города отрицает. «У нас нет цели и никогда не было кого-то «изгнать», а чьи-то интересы лоббировать, цель одна - чтобы все развивалось», - подчеркивает позицию муниципалитета Олег Денисов.

С этим склоном связано и еще одно упование администрации города. Дело в том, что именно здесь базируется СДЮШОР - спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва, которая вот уже два года вынуждена тренироваться на других склонах - на 25-м км и на «БВ». На родном склоне это стало невозможно из-за полного отсутствия условий. Да и здание 60-х годов постройки… В общем, жизненно необходимы перемены.

- Мы получили надежду на поддержку Федерации горнолыжного спорта страны - к нам приезжала ее председатель Светлана Гладышева, высоко оценил наши позиции и замминистра спорта Юрий Нагорных, - рассказывает Олег Денисов. - Предварительный разговор о включении нас в программу по линии поддержки спорта состоялся, это дает перспективы, в том числе существенных перемен в жизни спортшколы. Ей необходимо и новое здание, и собственная инфраструктура - канатная дорога, система оснежения и освещения. Кировск включен в число трех городов области, где планируется обустроить филиал регионального центра спортивной подготовки сборных команд по горнолыжному спорту и сноуборду. Об этом шел разговор на встрече губернатора области Марины Ковтун с президентом страны в октябре, а затем с министром спорта Виталием Мутко. Сейчас готовится региональная программа развития зимних видов спорта с перспективой включения в федеральную долгосрочную целевую программу.

Итак, в планах Кировска - развивать и спорт, и туризм. Одно другому не мешает, как подсказывает здравый смысл и демонстрируют мировые горнолыжные центры. Что ж, будем надеяться, что созревание этой «грозди» не затянется слишком надолго. Эксперты говорят, что в развитие одного подобного предприятия вовлекаются затем до тридцати дополнительных, обслуживающих его, - тот самый мультипликативный эффект. До плодов далеко, но работа ведется.

Зоя КАБЫШ, Кировск