Рев моторов и ледяной ветер - в такой атмосфере прошел Первый унимото-фест в Мурманске. В минувшую субботу любители необычных транспортных средств собрались в карьере за Ледовым озером. На сей раз попытать удачи решили пять команд из разных городов области - в каждой по два человека: пилот и механик.

Когда видишь эти агрегаты впервые, возникает вопрос: а как на них ездить? Ведь унимото состоит из одного колеса, причем не всегда с покрышкой, может быть и просто обод, а также из полозьев. Как написано в Википедии, данный вид транспорта предназначен для быстрой езды по немощеной поверхности: льду, снегу или земляному грунту. Сам унимото появился не так давно, в 1988 году, его изобрел байкер из США Вильям Нассау, более известный как Сайдкар Вилли. Он так сказал о своем создании: «По сути это гонки на мотоциклах со свалки. Люди копаются на свалках и в гаражах, а потом используют старые детали и изобретательность при постройке чего-то, что сможет проехать 100 футов (30 метров) на одном колесе и при этом не убьет ездока. Самый первый «монстр» родился на кухне из доски размером 6х2 метра, посередине я установил колесо от карта, спереди прикрутил двигатель от газонокосилки, а сзади - седло от полицейского «Харлея».

Заполярные унимото, конечно, отличаются от «прародителя», но суть осталась прежней - колесо и полозья. Каждый агрегат собран вручную.

- В моем железном коне рама и движок от мотоцикла, остальное - различные металлические детали, мы с другом их приварили, - рассказал Нефр, в миру Дмитрий, участник мурманского клуба «Северный орден МС». - Это было еще в прошлом году, на все про все ушло недели две. На первый взгляд кажется, что это просто, однако необходимо выполнить некоторые требования.

Параметры унимото прописаны Российским обществом унимотоциклистов: колесо должно быть только одно, размеры не могут превышать 1,2 метра в ширину и 2,4 метра в длину, двигатель - не моложе трех лет, объем бензобака - не более трех литров, обязательны тормозная система и «стоп-двигатель».

У северных экстремалов с этим все в порядке. Хотя есть свои тонкости, взять те же колеса: что лучше, с покрышкой или нет. Как пояснил Нефр, скорость зависит от веса пилота и самого транспортного средства. Каждый унимото индивидуальный, сделан специально под водителя.

- Даже металлические детали и полозья сконструированы под меня, - сказал мурманчанин. - По условиям соревнований, нужно проехать по прямой 30 метров. Кто окажется самым быстрым - тот и победил. Конечно, на такой технике в магазин за продуктами или в лес за грибами не поедешь, но буду на выходных обкатывать его. А в перспективе собираюсь на мотослет «Медвежий угол», попытаю там удачу.

- Эта техника предназначена для веселья, - убежден Антон, президент апатитского мотоклуба «Северные бродяги». - Мы втроем три дня колдовали над деталями, и получился вот такой гоночный агрегат. Назвали его «Красный богатырь». Вообще, катаемся на обычных мотоциклах, но решили попробовать новую технику. Вроде проехали удачно, наравне с соперниками, а лучшего назовет судья.

Для определения победителя участники совершили по три заезда. В перерывах одни колдовали над своими унимото, что-то подтягивали, а другие шутили, что такими покатушками уже серьезно повредили лед на карьере, и если бы здесь были шведы, они бы ушли под воду. К слову, чувства юмора этим мужчинам не занимать: на крыле одного из агрегатов написали «Храмой», именно через «а». Хотя ездил он ничуть не хуже своих собратьев.

- С каждым годом мы движемся только вперед, и мероприятие все больше набирает обороты, - рассказал президент мотоклуба «Северный орден МС» Андрей Ловцов. - В этом году в турнире участвовали ребята из Мурманской области. Надеемся, на следующий турнир приедут пилоты из других городов России и северных стран. Таким образом мы хотим выйти на всероссийский и даже международный уровень, ведь подобные турниры во всем мире уже заслужили внимание общественности и проводятся наряду со спортивными соревнованиями.

Нынче кубок достался мурманскому клубу «Северный орден МС» - победу одержал Нефр. На втором месте апатитские гонщики, на третьем - мотоклуб «Rain Riders» из Оленегорска.

Фото: Сергей Ещенко
Екатерина АНДРЕЕВА