Как я, закоренелый автомобилист, оказалась в компании двухколесных? Очень просто - тянет к ним… Отчасти потому, что завидно слегка: они могут побывать в тех местах, куда на машине ни за что не пролезть. Но еще больше хочется узнать, что заставляет людей не расплываться по дивану у телевизора, а крутить педали по проселкам.

Увидеть новое

Когда эти люди собираются вместе, оказывается, их довольно много - в этом убедились жители Кировска и Апатитов в тот день, когда «ВелоАпатиты» присоединились к финскому пробегу «Дружба». 23 июля местные велосипедисты прокатились с восемью зарубежными гостями от Кировска до Апатитов. Для большинства это было первое путешествие в сопровождении ГИБДД - движение под охраной пришлось по вкусу, ведь это тот редкий случай, когда поездка по краю трассы не требует обычного нервного напряжения.

Финские велосипедисты знали, что движение по дорогам в России может стать очень опасным приключением, поэтому, когда планировали свой пробег, заручились поддержкой властей тех городов области, которые собирались посетить. И весь путь их провожали от одного муниципалитета к другому сотрудники автоинспекции. Маршрут поначалу был построен с учетом возможности для автомобилей маневрировать (велосипедистам предстояло двигаться группами по 10 человек на расстоянии около 100 метров), но по просьбе инспекторов поехали одной колонной и, конечно, вызвали недовольство некоторых водителей. Дескать, двухколесные мешали движению. Не привыкли наши автомобилисты делить дорогу с кем-то еще. Однако до Апатитов добрались без приключений: финны отправились устраиваться в гостиницу, а местные - на берег Имандры, отмечать день рождения группы.

Так совпало, что «ВелоАпатитам» исполнилось пять лет, и на пляже всех ждали торты и детское шампанское. Финские гости присоединились чуть позже, уже без велосипедов, и поначалу немного скромничали, но потом разговорились, угостились тортом, чаем и жаренными на костре сосисками. И даже вручили Андрею Павлецову, руководителю группы, небольшие подарки - жилет и нарукавные светоотражатели.

Оказалось, участники пробега «Дружба» (по маршруту Кеми - Мурманск) - обычные любители двухколесного транспорта, разных профессий и возрастов. Одна из них - девушка с русским именем Таня - рассказала, что путешествие проходит прекрасно, особенно радует солнечная погода, которой встретил их Кольский край. Правда, у велосипеда Тани вдруг отказали тормоза, а на ремонт времени нет. Пришлось ей пересесть на велик другого участника пробега, а тот поехал в микроавтобусе сопровождения.

Интернациональный юбилей

В общем, юбилей у «ВелоАпатитов» получился неожиданно интернациональным, хотя для группы новые люди - норма. Я побывала на трех вылазках группы, и каждый раз в другой компании, за исключением 4-6 человек. И вот что удивительно - малознакомые, да и вовсе незнакомые люди очень быстро находят общий язык.

А первая наша встреча состоялась, когда участники группы проводили акцию «Зеленый велосипед». Они заранее объявили о своих планах украсить город клумбой в виде велосипеда. Мне идея понравилась, решила посмотреть, как все будет проходить, и незаметно втянулась в процесс. Тем более что помощь автомобилистов тогда пригодилась - подвозили щебенку.

Идеи таких акций возникают периодически и могут исходить от разных людей. Но все-таки объединяют этот мобильный коллектив два человека, с которых все и началось. Несколько лет назад совпали по интересам две отдельные велоединицы - Андрей и Мария. Причем тягу к велопрогулкам они определили друг у друга еще в Сети - общаться начали в одном из чатов. Потом познакомились лично и стали осваивать всевозможные маршруты.

- Постепенно знакомились с другими ребятами, - говорит Маша. - А затем, чтобы проще было договариваться о времени и маршрутах, решили создать группу «ВКонтакте».

И она постепенно стала наполняться теми, кто хоть раз побывал в велопоходе или примыкает периодически, теми, кто только присматривается или следит за жизнью группы из других городов. Ведь такое сообщество не требует членских взносов, не предполагает формальных собраний, не обязывает участвовать во всех «покатухах». Кстати, за лето их может быть несколько десятков.

Группу ведет Андрей. Маша наполняет ее сопутствующей полезной информацией, например, о светоотражателях или правилах пересечения дороги. На данный момент у «ВелоАпатитов» почти полторы тысячи человек, более 160 поездок, 300 альбомов с фотоотчетами. Где только не побывали велосипедисты - в горах и на Белом море, в соседних городах и странах, на озерах и водопадах.

Всякий раз, когда у Андрея готов новый маршрут, он приглашает участников группы. А по названиям этих встреч в нем угадывается романтик: «Солнечная щука», «50 оттенков белого», «Белый танец», «Ковда - река, которой нет». Причем в каждой «покатухе» всегда есть цель или изюминка - увидеть новое красивое место, необычный вид. Но даже самая на первый взгляд легкая поездка проходит этапы подготовки - маршрут складывается из отдельных ниток, по которым Андрей уже ездил сам.

- Возникновение маршрута обусловлено многими факторами, - рассказал Андрей. - Например, от того, что я хочу от него получить, что хочу предложить участникам, погодных условий, дня недели. Иногда составляю маршрут заочно, но чаще - путем исследования. Подробно описываю, выкладываю карты. К нам регулярно присоединяются ребята из других городов, особенно если поездка предстоит в интересное место. Есть друзья в Полярных Зорях, Мурманске. Группа «ВелоАпатиты», кстати, по Норвегии и Финляндии уже три года катает собственные маршруты на некоммерческой основе. Ездим мы и зимой, правда реже.

Маршруты и люди - разные

«Ждем всех, всегда, везде» - этот простой девиз объясняет мировоззрение создателей группы и собирает в ней людей, легких на подъем и без претензий на туристическое обслуживание. В поездках каждый сам себе руководитель, каждый сам оценивает свои возможности, исходя из маршрута. А они бывают разной сложности и протяженности, в разном темпе - все подробности Андрей обычно описывает заранее и призывает соблюдать несложные правила.

Если часть пути проходит по дороге или в горах, желателен шлем, соблюдение ПДД - обязательно, участники младше 14 лет - только в сопровождении родителей, а старше - с их разрешения. Большинство велосипедистов относятся к путешествиям ответственно, хотя есть и такие, кто может уйти с маршрута когда вздумается, не предупредив. Случалось, таких молчунов долго искали и ждали всей группой.

- В большинстве своем собираются люди дружелюбные и терпеливые, - говорит Андрей, - но разной степени подготовленности. Бывает, возвращаются, поняв, что поездка будет слишком сложной. А иногда уходят с маршрута те, для кого темп слишком низкий. У нас всегда есть ведущий и замыкающий, серьезных происшествий не случается, хотя иногда бывают падения с последствиями. В этом году один из участников сильно упал на спуске - сломал пальцы на руке, пострадали зубы. Хорошо, что он был в шлеме, который и спас от тяжелых последствий. Причем шлем я приготовил для дочери этого человека, но она отказалась его надеть, и волей случая он оказался на голове отца. А в одну из последних поездок на Куэльпорр (база спасательной службы в горах) с нами отправились участники из Полярных Зорь - родители, сын и две собачки. Семья специально приехала, чтобы побывать в этом месте. Маршрут был сложный, с подъемом более 80 километров протяженностью, день жаркий. У подростка случился перегрев - упал на спуске, ободрал ногу.

Опытные велотуристы всегда имеют с собой все необходимое, в том числе аптечку, и готовы оказать помощь. Кроме того, один из постоянных участников - доктор. Иногда к группе примыкают автомобилисты - так было в июле, когда Андрей предложил поехать «подкачать» колеса каменному велосипеду, который они год назад выложили на склоне холма, где стоит телевышка.

В путь отправились полсотни велосипедистов и две машины, благо грунтовая дорога позволяет доехать почти до самого места. А метров 200-300 все шли пешком по лесной тропинке. Группа терпеливо поджидала тех, кто уставал и спешивался, люди делились средствами от комаров, доставали из рюкзачков «перекусы». У меня поначалу были сомнения - поедет ли вообще кто-нибудь, ведь это будний вечер - все с работы, с утра опять на работу. Но, как оказалось, многие так спасаются от усталости и рутины - в одиннадцатом часу все разъезжались бодрыми и веселыми. При этом самые заядлые обсуждали, как через пару дней отправятся в горы.

Маша сейчас редко ездит - работа оставляет слишком мало времени. Признается, что не ярый фанат велосипеда, с удовольствием ездит и на автомобиле. Но чувство полета и свободы, которое дает двухколесный транспорт, ни с чем не сравнить, поэтому иногда все-таки выбирается в путешествие. Маленькие радости на пятилетие группы - воздушные шарики, торты и газировка - ее забота.

А еще (сама об этом умолчала, Андрей рассказал) Мария организует велоэкодесанты: собирает единомышленников, которые отправляются на берег озера Имандра, чтобы убрать мусор. Как выяснилось, это привычка с юности - летние школьные каникулы она проводила у бабушки в Днепропетровске, туда же приехала по окончании университета. Пришла на пляж, а там помойка, и среди всего этого люди загорают.

Маша очистила себе место - подобрала весь мусор поблизости в пакет. Потом пошла дальше собирать, не обращая внимания на комментарии отдыхающих. На следующий день на расчищенном месте лежали люди, Маша еще кусочек убрала, к ней дети подключились…Так и на Имандре. Уберут участники велоэкодесанта часть пляжа - и чувствуют себя прекрасно. А то, что вскоре там опять все захламлено, настроение, конечно, портит, но мировоззрения не меняет.

Светлана НАГЛИС. Апатиты.