Атака диверсантов, зараженные участки местности, разрушенные дороги и земляные завалы - каких только преград не встретила на своем пути колонна техники подразделений радиоэлектронной борьбы Северного флота во время учений. До недавнего времени военнослужащие РЭБ справлялись со всеми трудностями своими силами. Но на этот раз условный противник постарался на славу, поэтому на подмогу пришли специалисты отдельного морского инженерного полка СФ.

Несмотря ни на что

На полигоне неподалеку от Щукозера состоялись первые совместные учения подразделений радиоэлектронной борьбы и инженерного полка, в ходе которых отрабатывались навыки развертывания центра РЭБ в условиях бездорожья и противодействия диверсионным группам противника.

Добраться из своей части в позиционный район, чтобы там развернуть центр радиоэлектронной борьбы, - задача, казалось бы, не особо сложная. Но на учениях отрабатываются все возможные варианты развития событий.

- В военное время дороги и мосты могут быть разрушены, в нашем климате погода может меняться по несколько раз в день, но свою задачу выполнить нужно, несмотря ни на что, - сказал оперативный дежурный капитан-лейтенант Евгений Глухов. - И на каждых учениях препятствия у нас каждый раз новые. Раньше при совершении марша в позиционный район мы отрабатывали отражение атаки условных диверсантов, также нам приходилось преодолевать «химически зараженные» участки местности. Теперь на пути водная преграда шириной в 40 метров.

По легенде учений притворившиеся рыбаками диверсанты взорвали мост через реку Среднюю, по которому должна следовать колонна техники РЭБ. Кроме того, неприятель заминировал берег реки. И прежде чем приступить к установке временной переправы, нужно обезвредить минное поле. Обе задачи - хрестоматийные для военных инженеров. Тем более что навыки они отрабатывают не только на учениях, но и в реальных условиях.

Минно-розыскная служба регулярно выезжает к местам, где обнаруживаются невзорвавшиеся снаряды еще времен Великой Отечественной. Обезвреживать и уничтожать опасные «приветы» из прошлого саперы привыкли. Делают они это с видимой легкостью и будто бы совсем не волнуясь. Ведь у сапера права на ошибку нет, поэтому важно уметь сохранять железное спокойствие.

- Хвост не прищеми!

Правда, в некоторых моментах нынешних учений волнение давало о себе знать. Но переживали бойцы не за себя, а за четвероногих сослуживцев, когда закрывали боковые люки «брони», выезжая по тревоге на разминирование:

- Аккуратнее - лапы!.. А теперь хвост не прищеми! Хвост!

К счастью, и лапы, и хвосты у собак-саперов Натерса и Сайгата остались целы. И пока одни бойцы с миноискателями обследовали местность, натренированные псы вынюхивали взрывчатку.

Совместная работа дала результаты. И вот теперь по обезвреженной территории комплект ТММ-3 (тяжелый механизированный мост) смог спокойно подъехать к берегу. Началась установка временной переправы.

Четыре машины друг за другом установили по одному пролету моста (по 10,5 метра каждый). Потребовалось на все менее часа. Ведь навыки доведены почти до автоматизма, потому что инженерным войскам регулярно приходится практиковаться в мирное время.

Где найдешь помощников лучше?

- Наша техника применялась для обеспечения транспортного сообщения с Щукозером, когда обрушился старый, но еще не был построен новый мост, - рассказал командир полка полковник Юрий Горбунов. - Совсем недавно, когда рухнул мост через Колу, наше подразделение обеспечивало строительство объездного пути.

В общем, лучших помощников трудно было бы найти. Не случайно на прошлогодних Армейских играх в Тюмени команда Северного флота установила рекорд среди инженерных войск: расчеты наших ТММ-3 все четыре пролета моста установили всего за 14 минут, а это почти в три раза быстрее норматива. И уж если не победить, то войти в тройку призеров точно должны были. Но тогда буквально на финише подвела одна из машин. И хотя устранить поломку удалось в кратчайшие сроки, все-таки заминка не позволила удержаться в числе лидеров.

На этот раз техника не подкачала, и благодаря четким и слаженным действиям отдельного морского инженерного полка колонна РЭБ, проверив на прочность временный мост, отправилась в позиционный район, где отработала нормативы развертывания станции, ведения технической разведки, радиоэлектронного подавления. Ну а учения по наведению мостовой переправы стали контрольной проверкой специальных навыков инженеров, полученных в летний период обучения.

Андрей Костомаров