Едва оторвавшись от взлетной полосы аэродрома спарка Су-27 УБ, ведомая летчиком первого класса гвардии подполковником Евгением Олейником, выполнила бочку, а буквально спустя несколько мгновений, набрав высоту, каскад фигур сложного пилотажа - от петель Нестерова до пикирования. Для зрителей - зрелище захватывающее, а для летчика - умение, благодаря которому и приходит победа в бою.

Однажды, летом 1995 года, именно мастерство летчика, да техническое совершенство Су-27 помогли Евгению Георгиевичу выйти победителем из поединка с двумя норвежскими истребителями. Евгений тогда прикрывал морские стрельбы, которые выполняли корабли Северного флота. Как повелось, за учениями североморцев наблюдал норвежский самолет-разведчик "Орион".

Операторы радиолокационных станций, обнаружив цель, классифицируют ее по определенным признакам: величине отметки на экране станции, скорости полета и другим характеристикам. Но здесь, если два или три самолета летят в очень плотном строю, на расстоянии нескольких метров друг от друга, то, на большом удалении, цель наблюдается, как одна. В тот раз так и произошло. Когда Олейник приблизился к "Ориону", из-под того взмыли два Ф-16, прикрывавшие разведчика. И завертелась в воздухе "карусель". Вспоминая перипетии того поединка, Евгений Георгиевич говорит, что в реальном бою "завалил" бы норвежцев.

- Слабы Ф-16 тягаться с Су-27, особенно на тех высотах, где мы вертелись. К тому же, им пришлось летать на форсаже, чтобы хоть как-то уравнять свои шансы с моим истребителем по маневренности, скороподъемности. А это означало, что они быстро сожгут топливо и вернутся на аэродром, не выполнив боевую задачу. Сам я им в ближнем бою не подставился, зато они в прицеле у меня побывали.

Сегодня Евгений Георгиевич один из наиболее опытных летчиков Кольского соединения ПВО, которым командует генерал-лейтенант Виктор Осташко. Евгений - потомственный летчик. В свое время летчиком был его отец, который, поднимаясь по ступеням военной иерархии стал командиром этого корпуса, был заместителем командующего армией, а затем советником по ВВС и ПВО в Варшавском договоре. По стопам отца пошел старший сын, а затем летчиком стал и Евгений.

"Руки отцов - крылья сыновей...", - говорят о тех офицерах, которые делают карьеру, благодаря служебному положению родителей. Но в авиации стал ты настоящим летчиком или нет, уж извините, не зависит от количества звезд на погонах твоего отца. По ступеням карьеры приходится карабкаться самому. Да, сложна и рискованна ежедневная работа военного летчика... Однако число офицерских летных династий растет. Сам Евгений говорит, что иной жизни для себя и не представлял. Его наставником был подполковник Владимир Семенов, погибший несколько лет тому назад в авиакатастрофе. Сегодня Олейник стал наставником для сына своего учителя, Евгения Семенова, который поступил в училище в год гибели отца, а сегодня лейтенантом осваивает азы летного мастерства.

Так уж случилось, но во время бесед с летчиками узнавал, что многие из них - продолжатели летных династий. Скажем, приехали мы в 9-й гвардейский, Виленский, ордена Кутузова 3 степени истребительно-авиационный полк, и на разведку погоды ушел гвардии подполковник Кирилл Васин. Его отца, полковника Фрола Васина, знал по его службе в авиаполку в Африканде. Когда-то, более десяти лет назад в "Мурманском вестнике" появилась статья, в которой рассказывал о семье Васиных, о том, что по стопам отца пошел его сын, поступивший в 1988 году в летное училище. И вот, новая встреча. За эти годы Кирилл не только успел стать офицером, но и окончил академию, стал командиром эскадрильи, подполковником. В семье растет сын, который, возможно, как дед и отец, тоже станет летчиком. Как знать...

- 18 часов 14 минут. Начинаем полеты. Вариант: день-ночь в простых метеоусловиях... - этими словами в классе предполетной подготовки завершил инструктаж летчиков и представителей частей обеспечения командир полка, гвардии полковник Владимир Куц. Его отец, Василий Тимофеевич, в 18 лет ушел на фронт. Летчиком-истребителем провоевал до окончания Великой Отечественной войны, затем служил в авиачастях. В Ереване у него родился сын Владимир.

- В авиацию многие идут из-за романтики, а я решил продолжить дело отца, - говорит Владимир Васильевич. - У сыновей летчиков более осознанный выбор профессии, а, возможно, и крепче чувства к авиации. Ведь все наше детство проходило в авиагарнизонах: мы видели, чем занимаются отцы, видели переживания матерей.

Украина, Венгрия, Хабаровский край, Узбекистан, Смоленск, Килп-Явр, Африканда и вновь Килп-Явр - география службы самого Владимира Васильевича. За эти годы успел налетать почти 1800 часов, стал летчиком-снайпером, награжден министром обороны именным холодным оружием.

- Своими летчиками горжусь, - заявил командир полка. - Несмотря на сложности, у них не исчезло стремление летать, не угас блеск в глазах.

Чуть менее двух десятков лет назад на аэродроме Килп-Явр сели самолеты, с необычной, как ее называю специалисты, интегральной схемой планера. То были истребители-перехватчики Су-27, которыми оснащался первый в СССР полк перехватчиков ПВО. Самолеты принимали и осваивали не только летчики, но и инженерно-технический состав, которым руководил заместитель командира полка по инженерно-авиационной службе подполковник Викентий Метеж. Сегодня полковник Метеж начальник инженерно-авиационной службы корпуса ПВО, служит в Североморске, но фамилия Метеж до сих пор на слуху в гарнизоне Килп-Явр. Не только потому, что сюда часто по служебным делам приезжает Викентий Станиславович. В авиаотряде здесь штурманом служит капитан Владимир Метеж, а старшим техником расчета подготовки самолетов лейтенант Александр Метеж.

...В этот день в полк прибыл командир Кольского корпуса ПВО, заслуженный военный летчик России, генерал-лейтенант Виктор Осташко. Сидя за столом инженерного пункта управления, слушая по радио переговоры летчиков и руководителя полетов, наблюдая за взлетами и посадками истребителей Су-27, он внешне ничем не выдавал переживаний, которые бурлили в душе. Но, по глазам было видно, с каким удовольствием он сел бы в кабину самолета, и унесся в небо, в родную стихию, которой отдал почти четверть века. На вопрос, а не хотелось бы самому полетать, Виктор Николаевич ответил:

- Конечно, хочу. Бывших летчиков не бывает. Кто хоть раз испытал на себе счастье свободного полета, не может не рваться в небо...

В канун празднования Дня ВВС (его военные летчики отметили 12 августа) Виктор Осташко дал высокую оценку личному составу авиационных полков корпуса. В этом году удалось повысить уровень подготовки летного состава, успешно выполнены задачи стратегической командно-штабной тренировки, в ходе которой истребителями-перехватчиками сбиты две крылатые ракеты, запушенные с самолетов-носителей, планы боевой подготовки выполнены на сто процентов.

Конечно, хватает у авиаторов и трудностей. Не так часто, как хотелось бы, и как того требуют особенности подготовки летного состава, удается летать; вырабатывается ресурс работы авиадвигателей, а поступление новых в ближайшее время не ожидается, как и более современных истребителей. Но, как бы там ни было, авиаторы корпуса ПВО к выполнению боевой задачи по защите готовы - всегда.

Юрий ТИМОФЕЕВ