В начале сентября 10 лет со дня создания отмечает Арктическое региональное пограничное управление ФСБ России. Накануне мы встретились с начальником АРПУ генерал-лейтенантом Анатолием Корецким. Анатолий Владимирович прошел с заполярным пограничным объединением все десять лет: создавал его, служил здесь начальником штаба, а потом - возглавил.

- Товарищ генерал, как вы сейчас считаете: не зря было образовано ваше управление, справились ли пограничники с возложенными на них задачами?

- В то время создание Арктической группы погранвойск (ныне - Арктическое региональное пограничное управление ФСБ РФ) было необходимо. Вспомним - в начале девяностых на Севере стремительными темпами сокращалось число воинских частей и соединений Северного флота, войск ПВО, авиации и других. Закрывались предприятия, шахты и рудники. Шел массовый отток населения с Севера - опустели тогда целые поселки. В этих условиях пограничное объединение призвано было обеспечить государственный контроль России над ее арктическими владениями, защищать здесь интересы нашей страны.

Руководством управления, офицерами и личным составом была проделана большая работа по организации системы надежной охраны государственной границы в Заполярье. Создавались новые пограничные части и заставы, налаживалось взаимодействие с соединениями, отстоящими одно от другого на сотни и даже тысячи километров, сотрудничество с правоохранительными органами и местными властями в районах Крайнего Севера. Это требовало большого напряжения сил, высокого профессионализма, преданности делу.

В 1994-96 годах пограничники, бывало, месяцами не получали зарплату. В частях не хватало топлива для машин, кораблей и самолетов. Недоставало средств на ремонт служебных помещений и техники, оплату коммунальных услуг. Был период, когда многие пограничные заставы остались без хлеба! Тогда только своевременная помощь генерального директора АО "Колэнерго" Виталия Мешкова позволила нам спасти положение, закупить хлеб для солдат, охраняющих границу.

Но, несмотря на трудности, люди не дрогнули: пограничные наряды уходили в дозор, выходили в море корабли, поднималась в небо наша авиация, работали пункты пропуска. За эти десять лет пограничники управления задержали более 600 нарушителей границы. В море экипажами сторожевых кораблей и инспекторскими группами осмотрено 23,5 тысячи российских и иностранных промысловых судов. Выявлено и пресечено около двух с половиной тысяч нарушений правил рыболовства. Более 24 тысяч часов работала в небе пограничная авиация. На пунктах пропуска через границу пропущено около 3 миллионов 270 тысяч граждан и свыше 670 тысяч транспортных средств. Эти и другие показатели свидетельствуют - пограничники Арктики полностью справляются со своими задачами. Граница охраняется надежно.

- За этими достижениями стоят конкретные люди. Назовите, пожалуйста, отличившихся!

- Все эти годы РПУ занимало ведущие места среди пограничных объединений. По итогам служебно-боевой деятельности в 2000 году наше управление стало лучшим в ФПС России. Лучшими среди частей и соединений ФПС РФ становились Лиинахамарский дивизион пограничных сторожевых кораблей (дважды), бригада пограничных сторожевых кораблей из Кувшинской Салмы, отдельный арктический авиаполк, Архангельский отдельный учебный центр.

Другие воинские коллективы также с честью выполняют свой воинский долг. Надо отдать должное военнослужащим Алакурттинского, Никельского, Мурманского и других погранотрядов. Большой объем работы выполняют и военнослужащие на пограничных пунктах пропуска "Салла", "Борисоглебск", в Мурманском и Архангельском морских портах. Неплохо работают и их коллеги на КПП в Сыктывкаре и в Якутске. Отрадно, что за эти десять лет мы не слышали от граждан серьезных жалоб на работу пунктов пропуска.

- В последние годы существенно расширяется круг задач, решаемых воинами в зеленых фуражках...

- Да, это так. С 1998 года на пограничников возложена функция охраны морских биологических ресурсов. Для этой цели нам пришлось создать новые структурные подразделения - Мурманскую и Северную (в Архангельске) государственные морские инспекции. Специальную подготовку по программе обучения морских инспекторов прошли офицеры и мичманы частей Морской охраны.

Работая в территориальных водах и исключительной экономической зоне, наши специалисты доказали, что пограничные сторожевые корабли и патрульные суда способны эффективно охранять морские богатства России. Это, кстати, признают и наши норвежские коллеги, с которыми у пограничников Арктики налажены прочные рабочие контакты.

Корабли Морской охраны сегодня не только охраняют границу и морские биоресурсы. Они готовы действовать как морские спасатели. Наши корабли регулярно участвуют в международных учениях по спасанию на море и по ликвидации разлива нефтепродуктов. Уже никого не удивишь походами пограничных сторожевых кораблей к Земле Франца-Иосифа, в Карское море к Диксону, к Шпицбергену. У этого архипелага традиционно ведут промысел российские и норвежские рыбаки. Наши пограничники, находясь у Шпицбергена, не только следят за тем, чтобы российские рыбаки строго соблюдали правила рыболовства, но и охраняют своих рыбаков.

А у берегов Мурмана большое внимание сейчас уделяем охране камчатского краба. Пограничные корабли, авиация, личный состав береговых застав, действуя сообща, не раз пресекали попытки браконьерского промысла крабов. Нарушителей привлекаем к ответственности, их орудия промысла уничтожаем. В сентябре на Баренцевом море впервые начнется промышленный лов краба. И мы будем следить за тем, чтобы он велся строго в рамках закона.

В недалеком будущем на шельфе Баренцева моря должна начаться добыча нефти и газа, что прибавит и нам работы, но, думаю, мы с этим успешно справимся.

- А есть сегодня у пограничников проблемы?

- В последнее время их стало гораздо меньше, чем в первые годы существования нашего управления. Государство сейчас больше внимания уделяет нуждам стражей границы, улучшилось финансирование. Власти северных субъектов Федерации, руководители многих организаций и предприятий оказывают стражам границы неоценимую помощь. Поэтому удалось улучшить питание личного состава, снабжение корабельным и авиационным топливом, отремонтировать жилые и служебные помещения.

А вот с поставками новой техники ситуация остается сложной. В частях не хватает современных средств контроля и связи. Нужно обновлять парк авиационной и автомобильной техники. Сегодня в охране границы мы должны сокращать число военнослужащих, заменяя их техническими средствами. И чем скорее поступит на заставы современная техника, тем быстрее мы перейдем к новым формам охраны границы.

- В погранслужбе ФСБ России идет реформирование. Что ждет Арктическое региональное пограничное управление?

- На региональном уровне руководство пограничными соединениями и частями будет осуществлятся из центров федеральных округов. Если раньше АРПУ ФСБ отвечало за весь Север, то теперь оно будет разделено на несколько управлений. Появятся пограничные управления по Мурманской области, Архангельской области и т. д. - по аналогии со структурой правоохранительных органов. Какие результаты принесут эти новации, покажет время. Пока же важно отметить, что реформа не режет "по-живому" управление АРПУ ФСБ, пограничные соединения и части. Люди, что в них служат, не будут, образно говоря, выброшены за борт. А потому можно надеяться, что лучшие традиции Арктического регионального пограничного управления будут сохранены. Воины в зеленых фуражках будут и впредь надежно охранять северные рубежи России.

Беседовал Константин ПУТЕЕВ