Если верить словам, что глаза - зеркало души, то у него добрая душа, хотя это на первый взгляд не очень соотносится с его служебной карьерой. Командир многоцелевой атомной подводной лодки, начальник штаба дивизии, а затем и командир дивизии подводных лодок, заместитель начальника штаба Северного флота. Все эти должности, которые последовательно прошел контр-адмирал, Герой России Алексей Буриличев, требуют жесткости, холодного, трезвого расчета, волевых качеств, которые далеки от сентиментальности.

Но, по-видимому, такое сочетание несочетаемых качеств возможно лишь у командиров-подводников и летчиков. Отдавая приказ, они прекрасно осознают, что последствия его выполнения подчиненными напрямую коснутся и их, находящихся вместе или в прочном корпусе на глубине, или в хрупком фюзеляже самолета на огромной высоте. Именно такая служба привела к тому, что только подводники и летчики обращаются друг к другу, нарушая устав и субординацию, не по званиям, а словами "товарищ командир". Это - признание высочайшего уважения к человеку, которому доверено принятие решений государственной важности, от которых зачастую зависит и жизнь подчиненных. У Алексея Витальевича глаза добрые, с живой искоркой. Хотя, трудно сказать, насколько добрым и мягким бывает этот человек, когда обстановка требует принятия жестких решений.

Для Буриличева есть три наиболее значимых праздника - День защитников Отечества, День ВМФ и День моряка-подводника, который отмечается сегодня. Уважение к тем, кто посвятил себя служению Родине, защите Отечества, впитал в себя с детства. Ведь он родился в семье офицера-фронтовика.

Алексей, как и все дети офицеров, поколесил с родителями по просторам страны, меняя гарнизоны и школы. Их в его школьной биографии набралось пять. По логике становления офицерских династий должен был бы поступать в училище, готовящее офицерские кадры для войск противовоздушной обороны, в которых служил отец. Но к восьмому классу у него окончательно созрело решение: буду морским офицером. Не последнюю роль сыграли книги писателей-маринистов, которые Алексей читал запоем.

После окончания школы направился поступать в военно-морское училище в город, где появился на свет - в Ленинград, на штурманский факультет Высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе. В 1980-м, закончив учебу, получил распределение на Северный флот. Из 26 лейтенантов, однокурсников Алексея Буриличева, на подводные лодки попали служить 24.

Для Алексея Витальевича местом службы стал Североморск-7, ныне известный как Заозерск. Как одного из наиболее грамотных офицеров его направили в экипаж атомного подводного истребителя, получившего в натовских кругах кодовое название "Альфа". Этот проект лодки-автомата, где весь экипаж состоял из офицеров и, что для тех времен было удивительно, не имел в составе экипажа замполита, намного опередил время. Это был прорыв в атомном подводном судостроении. Аналогов в мировой практике этой лодке до сих пор нет. Располагая мощным вооружением, современными средствами обнаружения, эти истребители доставили немало хлопот вероятному противнику.

На "Альфах" Буриличев за девять лет прошел путь от младшего штурмана до старшего помощника командира, выполнив пять боевых служб. А затем в составе нового экипажа в 1991-м он отправился осваивать более современный проект атомной подводной лодки, получившей название "Пантера". С экипажем этой подлодки его связали пять лет службы. В память об одном из походов на "Пантере" на его парадном мундире появился орден Красной Звезды, а у командира лодки капитана 1 ранга Василия Михальчука самый почитаемый в армейской и флотской офицерской среде орден Красного Знамени. За пустяки такие награды не дают.

Пришла пора, и Алексей Буриличев принял под командование атомную подводную лодку "Волк". И сегодня лодки этого проекта считаются самыми современными на флоте, ни в чем не уступая американским, английским и французским аналогам, а по многим параметрам, особенно по вооружению, и превосходя их. С экипажем этой лодки Буриличев ушел в 1995 году на боевую службу, ставшую для него звездной. В прямом смысле этого слова. За успешное выполнение поставленной боевой задачи Алексей Буриличев был удостоен высшей награды Родины - ему присвоили звание Героя России. 27 членов экипажа были награждены орденами Мужества, "За военные заслуги", медалями "За отвагу" и "Ушакова".

Контр-адмирал Буриличев, рассуждая о своей награде, сказал, что это во многом стечение обстоятельств. Однако потом сам же себя опроверг. Ведь скрытность, качество выполнения задачи зависят не только от везения. При равных условиях нужно перехитрить хорошо обученного противника, выйти победителем из схватки, исключив возможность своего обнаружения, а значит, и условного, в мирной обстановке, уничтожения. Здесь важны и умение командира, и его знания, и уровень подготовки экипажа, действующего долгие месяцы боевой службы как единый организм.

К этой награде Алексей Витальевич шел всю свою служебную карьеру, поднимаясь к вершинам командирского мастерства. Были в его практике и выходы техники из строя, когда лодка находилась в подводном положении, и инциденты с атомными энергетическими установками. Именно в таких ситуациях нарабатывается опыт, который становится ценнейшим достоянием командира и который затем передается преемникам. А Буриличев дал путевку на командирский мостик пяти офицерам, ныне возглавляющим экипажи атомных подводных лодок Северного флота.

Каждая боевая служба - а их у контр-адмирала Буриличева 11 - серьезное испытание уровня подготовки экипажа, морально-психологических качеств подводников.

- Морская служба сложная, тяжелая, непростая штука, - говорит Алексей Витальевич. - Ее логика вырабатывалась веками, а законы, руководство по борьбе за живучесть, корабельный устав написаны кровью, потерями, неудачами. С подводной стихией нужно всегда быть на "Вы".

Этому Буриличев продолжает учить командиров атомных подводных лодок и сейчас, получив назначение на "береговую" должность заместителя начальника штаба Северного флота. Опираясь на богатейший практический опыт, на знания, приобретенные в высшем военно-морском училище, в Военно-морской академии и Академии Генерального штаба. Когда готовился этот материал, Алексей Витальевич снова был в море...

Не мог истинный моряк, искренне болеющий за судьбу флота, посвятивший ему свою жизнь, не поделиться наболевшим - нынешним состоянием флота, который полтора десятилетия переживал не лучшие времена. Лишь в последние годы несколько изменилось отношение высшего военно-политического руководства страны к его проблемам, а у моряков появилась надежда, что все изменится к лучшему. А ведь моряки переживают не за свое будущее. За державу, которой не быть великой без мощного флота.

- Океан и шельфовая зона - это тот "пирог", за каждый кусок которого вскоре развернется упорная борьба, - считает Алексей Витальевич. - И отстаивать свои национальные интересы без мощного флота будет невозможно. В том числе и в Арктике, где на шельфе сосредоточены несметные богатства углеводородного сырья. Ведь очень часто интересы сопредельных государств не совпадают. В этих условиях Россия просто обязана больше внимания уделить развитию своего военно-морского флота.

Юрий БАНЬКО