Сначала мимо проскакала конная разведка с известием о том, что со стороны леса приближаются крупные силы фашистов. Затем раздался крик: "Воздух!", над полем пронесся двухмоторный самолет с крестами на крыльях, красноармейцы повалились на дно окопов, раздались первые оглушительные взрывы. В эпицентре одного из них оказался расчет пулемета "Максим", в воздух взлетели, разрываясь на части, два тела. Когда дым немного рассеялся, впереди показались густые цепи противника, поддерживаемые бронетранспортером "Ганомаг" и легким танком 38(t). С этого момента стрельба и взрывы уже не замолкали...

КОГДА "ВОСКРЕСНУТЬ" - РЕШАТЬ ТЕБЕ

Наш ручной пулемет "Дегтярев пехотный" образца 1927 года замолчал очень быстро, диска с патронами хватило минут на пять. Винтовочные выстрелы тоже скоро прекратились - патронов было всего по несколько штук на бойца. После ожесточенной рукопашной схватки первая линия нашей обороны была полностью захвачена фашистами. Красноармейцы, лежавшие на дне окопов, уже не увидели, как немцы форсировали небольшой ручей, как продвигались вперед, пока их не контратаковали, как с фланга выехали советские танки, как бежали обратно через ручей сильно поредевшие подразделения фашистов. Бой, в котором участвовало более 700 человек, бронетехника, артиллерия и авиация, закончился к трем часам дня 9 октября 2005 года. Шестьдесят четыре года назад именно в этом месте держали оборону подразделения 32-й стрелковой дивизии полковника Полосухина, не пустившие на этом участке захватчиков к Москве. Место это хорошо известно каждому - это Бородинское поле.

Здесь, под Бородино, уже в третий раз проводилась военно-историческая реконструкция событий 1941 года, организованная Международной военно-исторической ассоциацией. Движение военно-исторической реконструкции в последнее время переживает в России настоящий подъем. Основные направления в нашей стране - Вторая мировая война, Первая мировая и Гражданская, Наполеоновские войны, Средневековье. Лучше всего, пожалуй, поставлено дело у "реконструкторов" Второй мировой войны. Существует множество объединений - клубов, действующих под эгидой международной ассоциации. Самые многочисленные и наиболее "продвинутые" клубы базируются в Москве и Петербурге. Но, конечно же, активные "реконструкторы" есть и в Мурманске, и в Мурманской области, и в Карелии.

На крупные "битвы" участники съезжаются не только со всей России, но и из-за границы. Например, на Бородино собрались эстонцы, украинцы и даже японцы. Военно-историческая реконструкция - это тщательное воспроизведение того или иного события в тех самых местах, где оно реально проходило. При этом особое внимание обращается на достоверность: внешний вид участников, их поведение, речь, используемые ими предметы, - все это строжайшим образом должно соответствовать исторической правде. Сама реконструкция проводится по сценарию, обязательному для исполнения всеми участниками. Впрочем, это не театральное представление с заучиванием каждого слова и шага, у участников есть определенная свобода действий. Например, если по сценарию ты должен "погибнуть", то ты обязан сделать это именно в то время и в том месте, как это оговорено ранее, и не "воскресать" до конца реконструкции. Но, конечно, как именно падать - решать тебе самому.

Случайных людей на реконструкциях не бывает. Любители бессмысленного "экшна" со стрельбой и прогулок по населенным пунктам в пьяном виде с немецкой каской на голове безжалостно отсеиваются и с позором изгоняются. Основной контингент - поисковики, краеведы, работники музеев и другие люди, для которых изучение российской истории, патриотическое воспитание - дело всей жизни.

Особое внимание, конечно же, уделяется вопросам безопасности. Пиротехническими эффектами занимаются специалисты, оружие предоставляется киностудиями или воинскими частями, стрельба ведется холостыми патронами, да и сами винтовки "выхолощены" - боевой патрон туда просто не вставить. Уровень пиротехники - как в кино, а то и лучше. Описанное выше уничтожение на Бородинском поле при налете "расчета пулемета "Максим", а на самом деле двух манекенов с деревянным макетом пулемета, было сделано особенно искусно - "композиция" взлетела строго вверх, исключая всякую возможность поранить хоть кого-нибудь.

...На Бородино, как и обычно, не пострадал никто - хотя рядом постоянно дежурила "скорая помощь", ее услуги не понадобились. Когда мощной контратакой, поддерживаемой легкими танками Т-26 и Т-30, красноармейцы выбили противника с поля и немного рассеялся дым, зазвучала усиленная мощными репродукторами песня "Журавли". Под эту песню все вместе - живые и "павшие" - построились, и после короткого "парада" разошлись по своим лагерям фотографироваться, делиться впечатлениями и общаться с восторженной детворой, которая не давала прохода отдельным наиболее колоритным персонажам.

НА МУСТА-ТУНТУРИ ГРЕМЕЛИ ВЗРЫВЫ

Этим летом первая военно-историческая реконструкция состоялась и в нашей области - на знаменитом хребте Муста-Тунтури. До этого "показательные штурмы" хребта силами морпехов в ходе различных военно-патриотических мероприятий тоже осуществлялись, но впервые "красноармейцы" и "немцы" были соответствующим образом одеты и экипированы. Красноармейцев было около 30, немцев - 8 человек. Сценарий был достаточно простым. "Немцы" с пулеметами занимают позиции на скалах, красноармейцы лезут вверх, уничтожая одно пулеметное "гнездо" за другим, и водружают красный флаг. Среди тех и других были как "реконструкторы" из Мурманска и области, так и морские пехотинцы из поселка Спутник.

Конечно, до уровня столичных клубов мероприятие недотягивало. Разнобой в форме одежды был полный - сопку штурмовали "красноармейцы" в форме различных образцов, не стыкующихся по времени, среди них были пограничник, моряк и даже танкист! Впрочем, "немцы" тоже были далеки от идеала - тут были не только егеря, но и эсэсовцы (которых на Муста-Тунтури, вообще-то, не было), многие детали одежды, наподобие предательски выглядывавшего из-под "немецкой" плащ-палатки современного российского камуфляжа, были, мягко говоря, неуместны... Но тем не менее первый блин вышел далеко не комом. На ветеранов, военнослужащих, детей из лагерей летнего отдыха и других зрителей мероприятие произвело достойное впечатление.

Сейчас участники этой акции готовятся к новым "боям". Подготовка формы - не такое простое занятие, как может показаться. В магазине вещевое довольствие красноармейца или горного егеря не купишь, в воинских частях и на складах его тоже нет. Как правило, вещи шьются по "лекалам" уникальных сохранившихся образцов, что-то выменивается или покупается у коллекционеров, что-то берется напрокат у счастливых обладателей. Это подобно бесконечному усовершенствованию компьютера - постоянно есть потребность добавить что-то новое. Процесс собирания формы и "обвеса" может занимать несколько лет. Поэтому неудивительно, что энтузиасты объединяются в клубы - сообща проще собрать единообразную форму.

Клуб обычно формируется для воссоздания того или иного подразделения, например "Подразделение НКВД" или "4-я дивизия СС". Кстати, в одном из лучших клубов России - петербургском клубе РККА "Северный рубеж", реконструирующем подразделения Рабоче-крестьянской красной армии, состоят не только петербуржцы, череповчане, киевляне, эстонцы, но и мурманчане. За плечами у РККА участие в большом количестве реконструкций, съемки в нескольких фильмах, целый ряд масштабных историко-патриотических акций. Теперь вот еще одно доброе дело - помощь "вещевым довольствием" инициативной группе, осуществляющей постановку первого оригинального мурманского мюзикла о событиях 1942 года "Сестра Линда", премьера которого ожидается в конце этого года.

ЗАЧЕМ ЭТО НАДО?

Вопрос, конечно, риторический. Современные школьники зачастую не знают, кто победил в той войне, а студенты не могут назвать дату ее начала. И реконструкции сегодня - одна из наиболее действенных мер по популяризации исторических знаний. При этом подобные акции, организованные энтузиастами, меньше всего походят на формализированные до крайности "Зарницы" советских лет. Это живая история.

Разумеется, членство в военно-исторических клубах ко многому обязывает. Прежде всего нужно быть достойным носить такую форму. Это в равной степени относится и к "нашим", и к "немцам". К последним - даже в большей степени. Говорят, великий певец Шаляпин усиленно постился и причащался каждый раз, после того как изображал на сцене Мефистофеля. Так и реконструкторы - играя роль фашистов, они всегда помнят о том, что это за роль, и уж точно никогда не будут бравировать или кривляться. Именно среди поисковиков и "реконструкторов" больше всего настоящих антифашистов, ненавидящих войну...

Историческая реконструкция во всех формах сегодня востребована и, как показывает опыт, имеет уникальное воспитательное и просветительское значение. Будем надеяться, что реконструкция на Муста-Тунтури не останется единственным мероприятием такого рода в Заполярье.

Василий ТЕРКИН