По мнению краеведов и историков, образование области вновь переживает пик возрождения школьных военно-патриотических музеев и комнат боевой славы. То, что пришло в запустение, было сложено и, казалось, навечно помещено в шкафы, возвращается из небытия. Многие документы, реалии военных лет удалось сохранить благодаря энтузиазму учителей и ветеранов войны, помощи спонсоров и родителей, которые понимают, что без благодарной памяти потомков разрушается духовная связь поколений.

Это хорошо понимают в Мурманском политехническом лицее. В здании, которое он занимает, в довоенное еще время находилась школа № 4. В начале войны тут размещался госпиталь, а летом 42-го, когда фашисты особенно страшно бомбили Мурманск, половина здания была разрушена. После победы его восстановили из руин, здесь вновь зазвучали детские голоса, возрожденной школе был присвоен № 14. Под этим номером ее помнят многие мурманчане. И вот уже почти 15 лет как здесь открылся политехнический лицей.

В одном из кабинетов истории, на стене у окна, висит небольшая фотография: школа после бомбежки. Снимок неяркий, черно-белый и, быть может, оттого еще более впечатляющий. Вдоль другой стены разместились музейные экспонаты. Над ними - фотографии молодых людей в военной форме. Это выпускники и учителя довоенной 4-й школы, ушедшие защищать Отечество и так никогда и не вернувшиеся на мирные мурманские улицы. Разведчик Иван Асиновский, авиамеханик Николай Бровин, стрелок Дмитрий Стаценко, летчик Василий Бессонов... Кто-то ушел на фронт с выпускного бала, а кто-то успел окончить военное училище или поработать на заводе.

И сегодня лицеисты МПЛ пытаются отследить судьбы этих мурманских парней, представить, какими они были в те далекие ученические годы, кого любили, чем увлекались. Сделать это нелегко: многих ветеранов и их родных уж нет в живых, кое-кто уехал, сменил адрес. Но работу, начатую еще учениками 14-й школы вместе с учительницей Тамарой Александровной Ивановой, которая сумела сохранить собранные годами материалы, продолжают воспитанники преподавателя истории Ирины Александровны Шорниковой. У Ирины Александровны за плечами большой педагогический опыт, в том числе по разработке регионального компонента по краеведению. Рассказывая ребятам о войне, о тех, кто ушел, "не долюбив, не докурив последней папиросы", она говорит: "Эти стены еще помнят их смех. Помните и вы о них, солдатах Победы".

Кто-то, бывает, и хихикает при этих словах, но многие начинают задумываться: "Действительно, как давно была война! Стали взрослыми мои родители, которые ее знают только по рассказам своих родителей. Я вырос... А что будут знать о победах наших предков мои дети, если не сохранить эти документы и письма с фронта, воспоминания ветеранов и вот эти "живые" фотографии, книги?" И вот тогда-то, наверное, и происходит осознание себя, своего места в жизни и, если хотите, в истории. Ведь все мы, каждый из нас - ее частица, а разве нет?

Они, действительно, пытаются осознать это. Девятиклассник Андрей Власов как-то сказал учительнице: "Знаете, я ощущаю себя в том времени, когда трогаю эти вещи: пробитую пулей каску, проржавевшие осколки снарядов, предсмертную записку солдата...". Они будто обжигают руки, пронзают память времен, и тогда так легко представить себя на месте солдата, шагнувшего из окопа с гранатой навстречу танку... Легко и - невозможно!

Многие лицеисты-старшеклассники с удовольствием участвуют в различных конференциях, где выступают с докладами и даже полноценными рефератами. Их научные труды порой получают весьма высокие оценки. К примеру, работа выпускников лицея Ольги Федоровой и Виктора Витязева "Боевые действия торпедных катеров Северного флота в начальный период Великой Отечественной войны" получила призовое место в Обнинске.

А девятикласснику Павлу Хютти ближе поисково-исследовательская работа. Ему интересно разыскивать родных погибших фронтовиков, переписываться с ними, вести поиск захоронений, где обрели вечный покой бывшие выпускники и учителя 4-й школы. Это благодаря работе Паши и его одноклассников в экспозиции появилась карта Советского Союза, на которой отмечены места, где похоронены мурманские парни: Пруссия, Германия, украинские и белорусские города и села, Западная Лица...

- Только зная свои корни, свою историю, ощущаешь себя человеком, - говорит Павел. Он рассказал мне немного о своей семье, о дедушке, который был малолетним узником фашистского концлагеря, о прадеде-финне, расстрелянном в начале войны... И сказал, что очень хочет пригласить на лицейский вечер, посвященный Дню защитника Отечества, деда и бабушку. "Это их праздник!"

Не скрою, было приятно общаться с юношей, для которого понятия "история, патриотизм" обрели свой истинный, высокий смысл и который не щеголяет высокопарными словами, а просто говорит, что думает. И поэтому хочется верить, что совсем скоро этот лицейский уголок боевой славы наших земляков вырастет в настоящий музей МПЛ, где за чашкой чая могут собираться ветераны и ребята, чтобы просто поговорить за жизнь. Но сначала они непременно отдадут долг памяти, почтят минутой молчания тех, чьи имена начертаны на обелиске, который стоит на втором этаже лицея. В МПЛ такая традиция - проводить митинги памяти героев, торжественные линейки по случаю праздничных дат именно здесь.

Людмила ЛОПАТКО