На границе России и Норвегии, в пункте пропуска "Борисоглебск" невольно вспомнился эпизод из фильма "Государственная граница": 1917 год, смутное время, досмотр отбывающих в эмиграцию на границе ведут революционные матросы. А бывший офицер погранстражи, наблюдая, как они это делают, говорит: "Уверен, что все эти господа беспрепятственно перевезут утаенные ценности через границу..." На вопрос: "Как?" - тут же вскрывает очередной чемодан, на глаз определив, что там двойное дно...

Что и говорить, пограничный контроль - дело сложное, требующее опыта и немалых знаний. В этом мы еще раз убедились в международном автомобильном пункте пропуска "Борисоглебск". Главная задача сотрудников пункта - закрыть границу от нарушителей, пытающихся незаконно (по поддельным документам или, скажем, укрывшись в автомашине) пересечь пограничный рубеж, естественно, выявляя при этом оружие, наркотики и запрещенные к вывозу культурные ценности.

Так, в июне прошлого года старшина Дмитрий Рамзин при досмотре машины подданного Норвегии обнаружил иконы предположительно 18-го века. Отыскал их контролер в дополнительном багажнике, под личными вещами норвежца. Ценность икон? Ее позднее определят эксперты. Для пограничника же самое важное - найти. Поразительно, но уже в феврале 2006-го этот же сотрудник отыскал в салоне следующего за кордон автобуса карту подводных сил Германии периода Второй мировой. Что это - чутье или удача?

- И чутье, и удача. Но в первую очередь, думаю, просто человек так, как и должно быть, относится к своему делу, хорошо его знает, - считает начальник МАПП "Борисоглебск" майор Алексей Мартынов.

Интересно, что карту эту немецкую хозяева особенно и прятать не пытались: свернутая в рулон, она почти открыто покоилась в картонном тубусе. "На дурачка, видимо, хотели провезти..." - обмолвился Мартынов.

А вообще успех в этом деле, по мнению начальника пункта пропуска, зависит от личных качеств, способностей контролера. Как и всюду, бывают таланты, которые, еще не имея опыта, работают как настоящие профессионалы.

Не только ценности везут через границу - пытаются провезти и боеприпасы. Совсем недавно, в прошлом ноябре, наш соотечественник вез за кордон едва ли не целый арсенал: в сумке, что лежала в автомашине, пограничники нашли начиненные патронами магазины к автомату и пулемету Калашникова, патроны к снайперской винтовке и пистолету Макарова и даже ручную гранату...

Но это - случай исключительный, чаще приходится сталкиваться с боеприпасами к охотничьим ружьям - последняя такая партия была изъята месяц назад у подданного Норвегии.

Отдельная тема - наркотики. Для их поиска здесь используют собак, их на пункте пропуска две - Даша и Фил. Натасканы на поиск наркотических веществ. Наркотики им находить не доводилось, но вот на запах, как тут говорят, собака "срабатывала". Бывает, что аромат химических средств, используя которые, к примеру, моют машины, очень схож с запахом наркотических веществ. И пес лаем, посадкой обозначает: да, вот здесь нужно искать. Дает хозяину понять, что на это место стоит обратить внимание. Такое бывало, но ничего запрещенного при самом тщательном, дотошном осмотре пограничники не нашли.

Тайники, по словам Мартынова, чаще всего оборудуют, используя конструктивные особенности транспортного средства, на коем нарушитель следует через границу. Например, под обшивкой салона автомобиля, или в дополнительном багажнике. За границу везут и рыбу, и табачную продукцию. Алкоголь, конечно, - этим балуются и наши сограждане, и норвежцы. У нас вывоз не ограничен, но тайники все равно обнаруживают и осматривают - для информации. Спрашиваю, а коллегам на сопредельной стороне, где ввоз лимитирован, об этом сообщаете?

- Как правило, нет, - признается Мартынов. - Последний раз, правда, проинформировали. 25 литров спирта норвежец вез. Пусть отрабатывают, если для них это интересная информация...

МАПП "Борисоглебск" был создан в марте 1960 года, его появление связано с началом строительства Борисоглебской ГЭС: станцию монтировали сотрудники норвежской фирмы "Нордэлектро" - вот и сделали специально для них пункт пропуска неподалеку от места стройки. В 80-м через "Борисоглебск" пересекли границу 6040 человек. Ныне за месяц тут проходит больше - от 8 до 10 тысяч человек. За день - от 150 до 700 (стандартная проверка одного человека длится до двух с половиной минут, легковой автомашины - до пятнадцати). Самое "горячее" время у пограничников настает в период смены экипажей российских промысловых кораблей и, конечно, в декабре, когда в Европе начинаются рождественские распродажи.

Основные нарушители на этом участке как раз таки члены экипажей российских судов. Главная проблема - неправильно оформленные документы, скажем, несоответствие прописки по судну и записи в паспорте моряка.

Это-то ладно - такие нарушители, скорее, по оплошности, не по злому умыслу, но приходится пограничникам сталкиваться и с иными. Так вот в прошлом октябре в рейсовом автобусе из страны пытался выехать нигериец с поддельным паспортом гражданина Великобритании и поддельной визой.

Выявила подделку контролер старшина Наталья Федорук. Как?

- То, что документы поддельные, видно было невооруженным глазом, - признается Наталья. - Топорная работа. Фото в паспорте неправильно приклеено. Начали проверять более тщательно. Оказалось, что подделано все. Весь комплекс защиты визы выглядел не так, как полагается. Не так светилась...

Наталья Александровна служит здесь уже двенадцать лет. Работу свою любит, хоть и считает неженской - как же, армия - тут и из автомата надо уметь стрелять, и машину водить. У Федорук, кстати, трое детей, и до того, как стать пограничником, была она поваром. Но о том, что так круто сменила специальность, совсем не жалеет. Признается с улыбкой:

- Здесь интереснее, веселей...

Кстати, половина из работающих в пункте пропуска пограничников - женщины. В 90-е военным жилось несладко, погранцы - не исключение, вот и не слишком стремились сюда мужчины. А вот женщины, в основном жены офицеров, шли охотно. Сейчас это опытные работники...

- Служба в автомобильном пункте пропуска - это абсолютно мужская работа, - тем не менее считает майор Мартынов. - Физически тяжело: день простоять на площадке, где происходит осмотр транспортных средств, нелегко. Досмотр грузовиков - залазить в кузов, где-то и проползти, и на коленях, чуть ли не по-пластунски. Поэтому на досмотре, как правило, работают мужчины.

Но здесь и помимо досмотра автомашин работы хватает. Оператор комплекса технических средств пограничного контроля Наталья Корощенко следит за тем, что происходит внутри пункта пропуска и снаружи. Ей в этом помогают 16 телекамер, установленных во всех помещениях МАПП и вокруг него - по периметру. Любой злоумышленник отсюда как на ладони.

- Все видим, что вокруг и внутри происходит, - говорит старшина.

Эти несколько слов, как показалось, касаются не только узкой, специальной работы на конкретном пропускном пункте - маленькой точке пограничного рубежа, но всей государственной границы нашего Отечества. Люди в зеленых фуражках держат под надежным контролем рубежи родной земли: не только видят здесь все, но, если нужно, быстро и четко разберутся с любым нарушителем.

Дмитрий КОРЖОВ