Как уже сообщалось в "Мурманском вестнике", на минувшей неделе состоялось заседание Совета законодателей России. В его работе принял участие и выступил председатель Мурманской областной думы Павел Сажинов. Предлагаем вниманию читателей это выступление.

"С переменами начала 90-х были связаны большие надежды миллионов людей, однако ни власть, ни бизнес не оправдали этих надежд". Эти слова из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Согласитесь, очень правильные слова.

Это не только самокритичная оценка, но и признание того, что за 15 лет новой России для конкретного человека сделано очень мало, что многое нужно пересмотреть и начинать по-новому.

В самом деле, можно сколько угодно ругать коммунистов и Советскую власть, но пока жизнь людей материально не станет лучше, до тех пор все это будет выглядеть, по меньшей мере, несерьезным.

Сегодня главной проблемой названа демографическая проблема. Она действительно появилась не сегодня и не вчера. О ней писал еще М. В. Ломоносов в своей статье с красноречивым названием "О сохранении и размножении российского народа".

Другое дело, глубина и масштабы этой проблемы. Она приобрела беспрецедентно обвальный характер. И причина здесь вовсе не в советском наследии. Начиная с послевоенных 50-х годов ни разу даже и близко не было отрицательных результатов по естественному приросту населения. А в конце 80-х годов мы вышли на лучшие демографические показатели.

Корни сегодняшней депопуляции - в экономическом обвале начала 90-х, в том, что упал жизненный уровень и многие утратили перспективу в жизни. В Мурманской области, например, в результате потрясений 1991 - 93 годов рождаемость упала на 36 % по сравнению с предшествующим периодом. Причем упала повсеместно и почти одинаково во всех городах и районах области.

В то же время уровень смертности вырос на 55 %. И, к сожалению, возникшие тогда показатели естественной убыли населения все эти годы продолжают сохраняться. И совершенно правильно отмечено в президентском послании, что надо оказать кардинальную поддержку семьям при рождении детей, поднять благосостояние.

Среди мер, которые давно назрели, я бы назвал и следующие.

Первая. Надо, наконец, решить законодательно вопрос о повышении минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума. Это даст толчок повышению заработной платы в целом и повышению пенсий. Сегодня во многих наших северных районах средняя заработная плата не превышает двух-трех прожиточных минимумов. При рождении даже одного ребенка и ухода жены в отпуск по уходу за ребенком такая семья по доходам сразу оказывается на уровне или ниже прожиточного минимума, а при рождении второго и третьего - за чертой бедности. Без повышения заработной платы в 2,5-3 раза под сомнением окажется и выполнение Федеральной целевой программы "Жилище".

Вторая. Нужно пересмотреть показатели устанавливаемой потребительской корзины. Для беременных женщин и кормящих матерей должен устанавливаться отдельный набор потребительской корзины и соответственно - величина прожиточного минимума. Это очень важно, особенно для одиноких матерей, число которых колеблется от 20 до 30 %. Ведь от величины учитываемого прожиточного минимума напрямую зависит и величина предоставляемой жилищной субсидии и социальной помощи.

Третья. Еще одно предложение - установить доплату к пособиям по безработице тем безработным, у кого на воспитании есть дети. Сейчас уже не редкость, когда даже оба родителя одновременно оказываются в положении безработных, от чего страдают и они, и дети особенно.

Четвертое. Нужно поднять зарплату узким специалистам в медицине. К сожалению, выявился парадокс: главными причинами смертельных исходов являются сердечно-сосудистые заболевания. А специалисты, которые работают в этой области медицины, никакой прибавки к заработной плате не получили. Не получили и те, кто привлекается к оказанию помощи по линии медицины катастроф, а ведь это та же "скорая помощь".

В свете решаемых в области демографии задач особенно рельефно выступают социально-демографические проблемы военнослужащих. В связи с неустроенностью быта и низким денежным содержанием все больше военнослужащих остаются бессемейными, не обзаводятся детьми либо имеют малодетные семьи. По данным мониторинга только за последние три года количество бессемейных военнослужащих среди тех, кто служит по контракту, выросло на 8 % и составило 30 процентов. Среди младших офицеров в званиях "лейтенант" и "старший лейтенант" каждый второй в 2004-2005 годах был холостяком.

К сожалению, семьи младших офицеров и по своему составу все больше и больше сокращаются. Сейчас на одну их семью в среднем приходится всего 2,12 человека.

Заметим, что это семьи или несостоявшиеся семьи не просто молодых людей. Это семьи самой здоровой и образованной части нашего населения, семьи, чьим детям продолжать традиции служения Отечеству. В их поддержке государство должно быть заинтересовано прежде всего. Семейная неустроенность так или иначе сказывается на отношении к службе и дисциплине, из которых складывается и воинский коллектив, и боевая готовность.

Понятно, что изменение демографической ситуации в военной среде, как и по всей стране, дело не одного дня и требует немалых практических мер.

В первую очередь, это, конечно, решение жилищного вопроса. Это самый больной вопрос. В настоящее время более 160 тысяч военнослужащих либо не имеют жилья, либо нуждаются в его улучшении. Так, среди младших офицеров более половины не обеспечены жильем. 10 % из них проживают в казармах, а 45 % снимают на условиях поднайма.

Намеченными мерами обеспечение жильем военнослужащих растянется на многие годы. Нужно предельно (даже в ущерб другим программам) сократить этот срок и уйти от этого позора, средства у государства есть.

В первую очередь нужно решить проблему тех, кто не имеет никакого жилья и вынужден его снимать. При нынешней стоимости поднайма, особенно в крупных городах, человек думает уже не о службе, а о том, где подработать, чтобы заплатить за жилье, как выжить.

С переходом к комплектованию Вооруженных Сил на контрактной основе начинает обостряться проблема с детскими дошкольными учреждениями, школами и поликлиническими учреждениями. Существующая в гарнизонах инфраструктура не была рассчитана на увеличение обслуживаемого контингента. Уже сегодня в гарнизонах Мурманской области, включая ЗАТО, недостает более 10 детских дошкольных учреждений. Многие школы занимаются в 1,5-2 смены. А ведь комплектование воинских частей по-новому только началось.

И мы не одиноки в таком положении. Насколько мне известно, аналогичная ситуация складывается и во многих других регионах. Это означает, что многие молодые семьи вновь окажутся перед выбором: заводить детей (и жена будет сидеть дома) или подождать до лучших времен.

Решать вопросы с размещением и учебой детей и поликлиническим обслуживанием, как говорят, нужно было еще вчера. Причем на федеральном уровне.

Ни большинство регионов, ни тем более муниципалитеты, где сосредоточиваются большие воинские контингенты, без поддержки центра с этой задачей не справятся. Таких средств у них просто нет.

Чтобы не прийти к тупиковой ситуации, нужно уже при подготовке федерального бюджета на 2007 год предусмотреть целевые средства на строительство указанных объектов и на создание дополнительных отрядов военных строителей. На мой взгляд, мы поспешили, свернув их деятельность. В сегодняшних условиях для многих молодых людей это была бы не худшая возможность не только отслужить, но и приобрести нужную специальность, и заработать на первое после службы время. А порядок комплектования таких отрядов, если он не устраивал, можно пересмотреть.

Одновременно с этим надо еще раз вернуться к планам повышения денежного довольствия военнослужащим и приравненным к ним категориям служащих, а также материальной поддержки неработающих жен военнослужащих. По имеющейся у меня информации, более 30 % офицеров и младших командиров сегодня на свою зарплату не в состоянии содержать свои семьи на уровне прожиточного минимума.

Даже в Североморске, где военнослужащим к зарплате установлены надбавки для Крайнего Севера, среди обратившихся за жилищными субсидиями каждый восьмой - из числа офицеров и других военнослужащих. Ясно, что в таких условиях далеко не каждая семья решится обзавестись вторым или третьим ребенком.

В предстоящие три года денежное содержание военнослужащих намечено, по докладу Министра обороны, поднять на 67 %. Казалось бы, не мало. Однако для остальных категорий работающих, как следует из Прогноза социально-экономического развития страны на 2006-2008 годы, этот показатель планируется в 87 %. Если это действительно так, то, наверное, не совсем справедливо.

Благосостояние и самочувствие военного человека должно оставаться первейшей заботой государства.