На этом снимке командир АПЛ "Карелия" Михаил Банных дарит модель субмарины Владимиру Путину, буквально за две недели до того избранному президентом страны. Тогда, в апреле 2000 года, именно на "Карелии" Верховного главнокомандующего посвящали в подводники. Михаил Банных был в ту пору самым молодым командиром атомного ракетного крейсера - всего тридцать пять лет.

Вскоре он стал самым молодым командиром дивизии атомных подлодок. В этой должности Банных и запомнился подплаву Северного флота. А вчера в Гаджиево состоялось прощание с ним...

Трагедия случилась в пятницу вечером на Печенгской дороге. Служебная "Волга", в которой ехал Банных, попала в ДТП. Командир погиб на месте, водитель получил тяжелые травмы.

Корректный, спокойный, открытый - таким его запомнили подчиненные. Говорят, как истинный командир, умел быть и жестким, но никогда не "закручивал гайки" - его и так слушались. Уважали. Любили.

Он был одним из немногих военных, которым удалось, сделав успешную карьеру, при этом не расставаться с избранным когда-то флотом - Северным. Тут, в Заполярье, вся его служба и прошла. Как приехал после училища подплава, так и остался. Командиром боевой части стал всего через два года - по флотским меркам зеленым юнцом... Любил больше всего штурманское дело, но и от других трудных задач никогда не бежал, шел вперед, не отступая. И немудрено, что весной 2000 года капитан первого ранга Банных уже был командиром атомного ракетоносца. Его знаменитый поход, в котором принял участие глава государства, командование оценило высоко, ведь по действиям экипажа "Карелии" высокий гость судил тогда о боеготовности всего подплава Северного флота. Банных тогда назвали лучшим командиром корабля и вручили ключи от новенькой "Волги".

Однако спустя несколько месяцев молодой командир ушел с "Карелии", взяв новую серьезную планку - принял командование лодкой "Верхотурье", успевшей за время длительного ремонта отвыкнуть от выполнения боевых задач. Пришлось восстанавливать выучку экипажа, дисциплину. И вновь победа. Коллектив он сплотил быстро вокруг простой идеи: лодка должна не стоять "на приколе", а идти в море. Как можно больше походов, живой работы - об этом мечтал молодой энергичный командир. Этим заразил экипаж.

Банных расстался с Севером лишь на короткий срок, на время учебы в военной академии - а затем вновь вернулся, возглавив уже всю дивизию АПЛ.

Ему прочили долгую счастливую службу, с ним любили работать. А теперь вспоминают как настоящего командира, подлинного офицера - такого, который умеет увлечь, знает свое дело и просто бережет людей. Бережет других, но не себя.

Татьяна БРИЦКАЯ