Матросы снуют по трапам вверх-вниз. Кажется, они не бегают даже, а летают. По громкой связи то и дело раздаются команды, работа кипит: большой противолодочный корабль "Североморск" отмечает в эти дни свое двадцатилетие. А значит, должен быть как следует вычищен и надраен.

Нынешний "тезка" флотской столицы был заложен на прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" и носил имя прославленного маршала Жукова. Но еще в процессе строительства корабль дважды менял название: "Маршал Буденный", в последствии - "Симферополь". В 1985 году его спустили на воду. В то же время за тысячи километров от Калининграда - в городе Шкотово-1 (ныне Тихоокеанск) на базе бригады кораблей Тихоокеанского флота шло формирование экипажа. По прибытии моряков на борт, началась напряженная учеба: осваивать новую технику пришлось всем, от матроса до командира - капитана третьего ранга Валерия Захарова. Ведь корабли такого проекта только начали входить в состав Военно-Морского флота нашей страны.

БПК водоизмещением более шести тысяч тонн предназначен для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника, а также для противовоздушной обороны. Силовая установка состоит из четырех газовых турбин, обеспечивающих максимальную скорость хода 30 узлов. В качестве артиллерийского вооружения применяются универсальные автоматические установки, которые могут использоваться для самообороны от авиации, поддержки сухопутных войск и надводных кораблей. А базирование на борту двух вертолетов позволяет эффективно вести поиск подлодок.

За два десятка лет корабль прошел свыше семидесяти тысяч миль. Его экипаж нес боевую вахту в Северной Атлантике и Средиземном море. Военные моряки охраняли район рыболовного промысла возле Шпицбергена, участвовали и в российско-американских учениях.

В 1996 году в историю корабля была вписана новая страница. Приказом главкома ВМФ он был переименован в "Североморск". В свою очередь, флотская столица взяла шефство над "тезкой".

- Корабль - живой организм, - считает командир БПК капитан первого ранга Антон Сперанский. - Безусловно, это сложное инженерное сооружение. Строительство идет долго, порой несколько лет. Прогресс тем временем не стоит на месте, поэтому при видимой схожести каждый корабль - индивидуален. Имеет свой характер, душу, если хотите. Стержень же, конечно, люди. На "Североморске", а для меня это уже пятый корабль, народ, не сказать, что легкий. Экипаж как норовистый конь - приходится держать в узде. Но зато я уверен, что команда способна выполнить любую поставленную задачу.

В экипаже 220 человек, из них 29 офицеров. Молодые парни из флотской столицы, кому приходит время отправляться на срочную службу, стремятся попасть именно на этот корабль.

- Я служу почти год, - рассказывает Игорь Колесов.- Когда узнал, что попаду сюда - было очень приятно, ведь рядом родители. Пошел в увольнение и через двадцать минут дома.

К слову, до призыва на флот североморец успел получить высшее образование и даже поработать по специальности. Но о службе ничуть не жалеет.

- Стал более рассудительным и спокойным, - говорит Игорь. - На многие вещи смотрю по другому и, уверен, это поможет мне в жизни.

- А я хотел пойти в погранвойска, - признается Дмитрий Климов. На "Североморске" он уже около восьми месяцев. - Большинство моих друзей и приятелей служило там. Но здесь мне тоже нравится, особенно когда выходим в море. Тогда время летит совсем не заметно. Много работы, и думать о личном некогда. Хотя планы на будущее уже прикинул. После увольнения съезжу в отпуск, отдохну, а потом - работать. До службы я отучился в Мурманском государственном техническом университете. Будут ходить в море, но уже на гражданских судах.

А вот Вадиму Зайцеву, похоже, так понравилось на военном корабле, что остался по контракту.

- Меня призвали в 2003 году, - рассказывает Вадим. - Пришел на флот и именно здесь получил первую специальность - артиллерист-ракетчик. Профессия, конечно, сугубо военная, на "гражданке" применить негде. Но контракт у меня до 2009 года, так что есть время определиться - продолжить службу или попробовать себя в чем-то другом.

Как говорят специалисты, двадцать лет для корабля такого класса - срок не малый. И все же он готов и дальше нести боевую вахту.

Фото: Федосеев Л. Г.
20-летие большого противолодочного корабля "Североморск"
Фото: Федосеев Л. Г.
20-летие большого противолодочного корабля "Североморск"
Фото: Федосеев Л. Г.
20-летие большого противолодочного корабля "Североморск"
Фото: Федосеев Л. Г.
20-летие большого противолодочного корабля "Североморск"
Фото: Федосеев Л. Г.
20-летие большого противолодочного корабля "Североморск"
Фото: Федосеев Л. Г.
20-летие большого противолодочного корабля "Североморск"
Фото: Федосеев Л. Г.
20-летие большого противолодочного корабля "Североморск"
Юлия НОВИКОВА