Исследованием морских глубин североморцы занимаются уже не первый год. Одна из самых масштабных операций была проведена вблизи острова Кильдин, когда с затопленного фашистами в годы Великой Отечественной войны транспорта «Томас Дональдсон» подняли несколько танков.

В прошлом году поиски затонувших кораблей силами Северного флота велись у берегов Новой Земли, а также совместно с Русским географическим обществом в Восточном секторе Арктики. В частности, военные и ученые пытались найти место затопления теплохода «Челюскин».

В этом году к исследовательской работе привлечены гидрографические катера «Александр Макорта», «Николай Тимошенко» и судно «Николай Скосырев», противодиверсионный катер «Валерий Федянин» отряда по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами Кольской флотилии разнородных сил. Кроме того, используются рейдовые водолазные катера управления поисковых и аварийно-спасательных работ СФ.

Работы проводятся в Кольском заливе. Они являются частью большой комплексной экспедиции «Помни войну» и проводятся вместе с Русским географическим обществом.

Затонувший самолет

Объектов, лежащих на дне залива, затопленных в самые разные периоды, немало. Большая часть из них нанесена на карты, но порой обнаруживаются новые. Или же возникает необходимость проверить, в каком они состоянии находятся сейчас, не представляют ли опасности для судоходства.

Так, недавно гидрографы обнаружили останки самолета периода Великой Отечественной. Они находятся на глубине 25 метров недалеко от берега. Предположительно это американский бомбардировщик «Бостон», полученный Советским Союзом по программе ленд-лиза.

- Мы знали, что в этом районе залива лежит самолет, но точные координаты известны не были, - пояснил старший офицер отдела гидрографической службы Северного флота, капитан 2-го ранга Александр Зубарев. - Местные дайверы, которые здесь периодически ныряют, указали его местонахождение. В итоге мы вышли в этот район и не сразу, но все-таки обнаружили его останки.

От Русского географического общества в экспедиции принимают участие представители компании «Фертоинг». Она имеет богатый опыт поисковых работ в Баренцевом и Карском морях.

- Определить, что это за самолет, удалось не сразу. Объект сильно разрушен. Мы запустили подводный дрон, чтобы рассмотреть в деталях, - рассказал гидрограф компании «Фертоинг» Александр Ваталев.

Также с помощью необитаемых телеуправляемых подводных аппаратов велось обследование транспортных судов, затопленных немцами, и военных кораблей. В числе объектов изучения был и американский транспорт «Steel Worker». Он прибыл в мурманский порт в составе каравана PQ-16

3 июня 1942-го. Когда судно становилось под выгрузку, под его днищем взорвалась мина.

- Несколько дней назад мы обнаружили носовую часть еще одного  судна. Предполагаем, что это тоже транспорт. Под вопросом пока его название. Водолазы будут еще раз опускаться, может быть, удастся выяснить, - выразил надежду Александр Зубарев.

Старые мины

Еще одна задача экспедиции - детально осмотреть дно залива, выяснить, нет ли где мин, которые могли остаться со времен войны.

- Объекты маленькие, времени прошло очень много, они могут быть затянуты илом. Мы работаем с помощью магнитометров, опускаем видеокамеры под воду, - пояснил капитан 2-го ранга. - Свою реальную боеспособность эти мины давно уже утратили, но надо понимать, что там находится взрывчатое вещество. Оно, конечно, отсырело, однако неприятности может принести.

Исследования в Кольском заливе проходят на глубинах от 20 до 40 метров. Этот диапазон вполне приемлем как для водолазов, так и для подводной техники. Чего не скажешь о поисковых работах, которые ведутся в Баренцевом море, где глубины гораздо больше.

Пропавшие субмарины

Этой весной в рамках экспедиции Северного флота и РГО там работали  многофункциональное судно тылового обеспечения «Эльбрус», ледокол «Илья Муромец» и гидрографическое судно «Ромуальд Муклевич». Недавно они вернулись на базу.

Поход был успешен. Исследовано более 4 тысяч километров рельефа дна и подтверждено нахождение советской подводной лодки типа «К» («Катюша»). Выяснилось, что ее корпус разрушен на три части, при этом подлодка сильно опутана рыболовными сетями. Тактический номер ее пока неизвестен.

Визуальное обследования показало, что вероятнее всего субмарина подорвалась на немецкой мине, после чего сдетонировал ее собственный боезапас.

Также участники экспедиции искали погибшие в годы войны подводные лодки М-122 и М-175.

- К сожалению, найти их пока не удалось. А уже по возвращении домой мы получили архивные данные, которые касаются последнего похода М-175 и свидетельствуют, что искали мы ее не там, - рассказал Александр Зубарев. - Будем планировать поиски в новом районе.

Все полученные в результате экспедиций материалы после обработки будут переданы для пополнения банков океанографической информации.