В ремонтно-восстановительном батальоне Северного флота, который дислоцируется в Нагорном, готовят к реставрации танки времен Второй мировой.

Нынешним летом из морской пучины извлекли две американские машины. Хорошо знакомый жителям Заполярья «Шерман» подняли из трюмов судна «Томас Дональдсон». Этот транспорт должен был доставить в порт Мурманск по ленд-лизу бронетехнику и боеприпасы для Красной армии. Однако за два месяца до окончания войны, 20 марта 1945 года, он был потоплен немецкой подводной лодкой неподалеку от Кильдина. Команда успела спастись, а вот груз пошел на дно.

Еще раньше село на камни у этого же острова в условиях плохой видимости судно «Баллот». Это случилось 2 января 1943-го. Команда пересела в моторный баркас и отправилась на Кольский полуостров. Экипаж высадился на пустынный берег. Там, в тундре, всех его членов потом нашли замерзшими.

О крушении транспорта было доложено в Полярное командованию Северного флота. Несмотря на холодное время года, начались работы по выгрузке американского транспорта. Тогда из его трюмов подняли 11 танков, 10 самолетов и 6 станков. Однако часть груза так и осталась на судне. Со временем шторма окончательно разбили его, и оно ушло под воду.

В этом году водолазы Северного флота обследовали «Баллот». Впервые им удалось извлечь на свет танк M3 Lee, названный в честь военачальника, участника гражданской войны в Америке генерала Роберта Эдварда Ли. Оба раритета теперь стоят на площадке рембата.

Вокруг кипит работа. «Шерман» завален морским песком по самую башню. Солдаты ведрами выгружают его через люк. На второй машине отчищают от коррозии броню, траки гусениц и прочие механизмы. Все ее внутренности выпотрошены. Рядом с танком лежат аккумуляторная батарея, генератор постоянного тока, радиаторы и ресиверы, а чуть поодаль - мотор. Коробка передач уже отправлена на переборку.

- У нас накоплен большой опыт восстановления техники времен Второй мировой войны до боевого состояния, - поделился командир роты Анатолий Рыбаков. - В нашей коллекции уже имеется один «Шерман», а также танки Т-34, ИС-3, самоходные установки СУ-100 и

СУ-152. Все они на ходу. Работа довольно сложная, но очень интересная. Конечно, столь длительное пребывание в морской воде губительно для машин. Многие механизмы разрушены от коррозии, поэтому главная проблема - запчасти. Приходится устанавливать на раритеты что-либо от современных машин или изготавливать самим недостающие детали, благо производственная база это позволяет. Машины, представляющие историческую ценность, заслужили право обрести вторую жизнь.

После того как оба танка будут восстановлены, они пополнят коллекцию исторического взвода.

- Он сформирован два года назад, - рассказал его командир Иван Мигунов. - Я также являюсь механиком-водителем. Мне доводилось управлять «Шерманом». В управлении он очень прост, неприхотлив и вполне удобен для своего времени. Кстати, каждая машина, поступавшая в СССР по ленд-лизу, была укомплектована кофеваркой. Этот факт производил большое впечатление на наших бойцов.

Рядовой Николай Финаев прибыл на службу в Мурманск из Липецка и теперь старательно очищает траки разорванной гусеницы М3 Lee от ржавчины. На вопрос, не жалеет ли о том, что на службе приходится заниматься грязной работой, паренек ответил без раздумий:

- Я ведь сталевар по профессии! Правда, в родном городе приходилось иметь дело с жидким металлом, а здесь - с твердым. Так что руки испачкать не боюсь.

Аркадий Захаров родом с Алтая и служит в рембате уже второй месяц. Он окончил аграрный колледж и получил диплом тракториста-механизатора. Теперь предстоящий День танкиста, который будет отмечаться в нашей стране в воскресенье, 9 сентября, и его праздник тоже.

- Когда прикасаюсь руками к броне такой техники, понимаю, что прикасаюсь к истории нашей страны, - сказал он. - Когда восстановим машины, пока трудно сказать, но, признаться, очень хотелось бы порулить этими танками.