Подготовка к транспортировке субмарины началась на судоремонтном заводе «Нерпа». Он расположен в Снежногорске и является филиалом Центра судоремонта «Звездочка». Планируется, что первенец атомного подводного флота СССР К-3 станет центральной экспозицией музея Военно-морской славы в Кронштадте. Созданием музея занимается автономная некоммерческая организация «Остров Фортов».

Подлодка К-3, получившая название «Ленинский комсомол», была спущена на воду 1 июля 1958 года. Субмарину построили в рекордно короткие сроки и сдали флоту уже через четыре года после начала ее проектирования. Сигарообразные обводы корпуса обеспечили максимальную для того времени скорость подводного хода, а уникальные ядерные реакторы с теплоносителем под высоким давлением позволили достичь невероятной по тем временам мощности.

Дальнейшая судьба лодки была героической. В 1961-м «Ленинский комсомол» ушел в Атлантический океан на первую боевую службу.

Лодка впервые в истории отечественного флота совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, дважды пересекла точку Северного полюса. А в июле 1962-го всплыла возле макушки планеты. Недалеко от нее подводники водрузили государственный флаг. На базе моряков-подводников в Йоканьге встречал лично генсек КПСС Никита Хрущев, который вручил им награды. Весь экипаж был представлен к орденам, а капитан Лев Жильцов стал Героем Советского Союза.

Однако в истории субмарины были и трагические моменты. 8 сентября 1967 года во время боевого дежурства в Норвежском море в двух ее отсеках произошел пожар. В результате погибли 39 подводников. При этом экипажу К-3 удалось своими силами справиться с огнем и вернуться домой.

Всего за годы своей службы первая отечественная атомная подводная лодка успела совершить 14 дальних походов, в том числе первое плавание подо льдами в Гренландском и Карском морях. Из боевого состава она выведена в 1991-м.

Долгое время судьба лодки была непонятна. Ее хотели порезать на металл, но ветераны флота и общественность встали на защиту знаменитого корабля. Планировали установить на вечную стоянку у морского вокзала в Мурманске, рядом с другим первенцем советского атомного флота (только гражданского) - атомоходом «Ленин».

В акваторию судоремонтного завода «Нерпа» субмарину поставили в 2005 году. В то время она по-прежнему находилась в планах утилизации лодок, выведенных из боевого состава флота.

В 2006-м из К-3 вырезали реакторный отсек и отправили на «сухое хранение» в береговое хранилище, расположенное в Сайда-губе.

А дальше вновь в течение многих лет судоремонтным заводом «Нерпа», многочисленными общественными и ветеранскими организациями велась борьба за сохранение первой атомной подводной лодки.

И наконец в 2010 году Главком ВМФ принял решение не пилить подлодку на иголки, а сохранить ее для истории. Министерство обороны выделило средства на изготовление крупногабаритного макета, который имитировал бы вырезанный реакторный отсек, чтобы воссоздать прежний вид К-3. Для этого взяли турбинный отсек с атомной подводной лодки такого же проекта, которую утилизировали на СРЗ.

В сентябре 2017-го К-3 снова была спущена на воду и стояла на понтонах. И вот настало время готовиться к дальнему походу к месту вечной стоянки. Сейчас судоремонтники проводят работы по установке лодки на стапеле плавучего дока «Свияга». Делается это для того, чтобы обеспечить устойчивость корабля во время движения. Путь ветерану отечественного подводного флота предстоит неблизкий. По Баренцеву и Белому морям, вокруг Кольского полуострова, затем по Беломоро-Балтийскому каналу и Неве в Кронштадт.

Там после переоборудования внутри лодки восстановят ключевые пространства и обеспечат возможность свободного доступа для всех, кто пожелает посмотреть на этот уникальный экспонат музея Военно-морской славы. Уже известно, что «Ленинский комсомол» будет размещен на металлических опорах и укрыт стеклянным куполом.